События

Электронная ветеринарная сертификация: готовность №1

CeC0303_vnut18

CeC0303_vnut19

CeC0303_vnut20

С 1 января 2018 года электронная ветеринарная сертификация станет обязательной. «Бумажки» уйдут в прошлое, а все сопроводительные документы на товары, подлежащие обязательному ветеринарному контролю, будут оформляться только в электронной форме. Новый механизм позволит контролировать всю производственную цепь продукции и не допускать на прилавки фальсификат. При этом эксперты и участники рынка отмечают некоторые недостатки системы, которые могут осложнить работу предприятий.

Зачем нужна ЭВС

Ветеринарная сертификация – это, по сути, проверка продукции на безопасность и пригодность к употреблению. В настоящее время такие сертификаты оформляются как в бумажном, так и в электронном виде, но с 1 января 2018 года в ходу останется только вторая форма. Документы будут регистрироваться в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (ФГИС) «Меркурий».

Основная функция системы – поддержание внутренней электронной сертификации всех типов грузов, отслеживания пути их перемещения по территории России, повышения биологической и пищевой безопасности. В «Меркурии» фиксируется информация обо всех этапах производства: выращивание животных, их убой, места хранения и переработки полученной продукции – и так до розничной реализации. На каждом этапе оформляется отдельный сертификат –
в результате выстраивается цепочка электронных документов, по которым можно узнать о продукции все, отследить каждый шаг ее перемещения. Недобросовестный производитель просто не сможет реализовать продукцию, не соответствующую нормам качества и безопасности, а уж тем более фальсификат или контрабанду.

В ФГИС «Меркурий» должны быть зарегистрированы все участники оборота подконтрольной продукции. Оформлять электронные сопроводительные документы обязаны все организации и ИП, которые занимаются производством, транспортировкой и торговлей подконтрольной продукцией. К слову, с 1 января 2018 г. расширяется перечень таких товаров. В список внесены:

– готовые молочные изделия,

– готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов, рыбы,

– макаронные изделия с мясной или рыбной начинкой,

– готовые супы, бульоны и прочие товары, содержащие сырье животного происхождения.

Как работает новая система

Сертификаты оформляются на основании заявки. В ней нужно указать следующие сведения:

• данные о подконтрольном товаре;

• цель оформления сертификата (оформление производственной партии, реализация, или перемещение);

• данные о транспортном средстве, используемом для перемещения;

• данные о месте отправления и месте назначения, а также условиях транспортировки.

Заявка на оформление электронного сертификата рассматривается ФГИС автоматически в течение 1 часа. Документ выдается в течение одного рабочего дня. Срок увеличивается, если необходимо провести лабораторные исследования, осмотр и ветеринарно­санитарную экспертизу подконтрольных товаров. В этих случаях сертификат должен быть оформлен в течение одного рабочего дня после получения результатов соответствующей процедуры. При этом решение о направлении продукции на лабораторные исследования нужно письменно обосновать.

С 1 января 2018 года контролеры не вправе будут требовать с производителей, перевозчиков, поставщиков и продавцов сертификаты в бумажной форме.

В то же время предприниматели, получившие электронные сертификаты, вправе потребовать продублировать документ на защищенном бланке – если «бумажка» нужна им для удобства. Но  для подтверждения сертификации достаточно будет представить номер электронного ВСД или же предъявить штриховой код, сформированный «Меркурием». Также можно представить распечатку электронного документа. Любой вариант является допустимым для подтверждения факта сертификации.

Электронные сертификаты действительны с момента их оформления до истечения срока годности/окончания перевозки/реализации. При оформлении ВСД на животных, они действуют в течение 5 дней до даты перевозки и до окончания перевозки или реализации животных.

Электронные сертификаты сохраняются в течение 3 лет, но не менее, чем до истечения срока годности подконтрольного товара. Документы хранит сам «Меркурий».

Сопроводительную документацию вправе оформлять не только сотрудники государственной ветслужбы, но и аттестованные специалисты в области ветеринарии, представители предприятий и индивидуальные предприниматели. Электронный сертификат должен быть оформлен не только на перерабатывающие предприятия либо оптово­розничные базы, но и на розничные магазины, сети общественного питания (столовые, кафе и т.д.), детсады, школы, больницы. Документ в обязательном порядке погашается уполномоченным лицом.

Формально за выдачу ВСД не предусмотрено взимание платежей. На практике же многим перерабатывающим предприятиям придется прибегнуть к помощи компетентных специалистов, которые займутся этой процедурой. По некоторым расчетам, себестоимость производства от этого может вырасти на 1–1,5% и более.

Трудности перевода

Сегодня переход на ЭВС сложнее всего дается переработчикам молочной продукции. Так, для получения документа им нужно указывать источник сырья каждой партии, а ведь оно зачастую принимается у мелких фермеров, и количество поставщиков может исчисляться сотнями. На этапе сбора сырья оно перемешивается и указать один источник в результате невозможно. У заводов достаточно много партий продукции. Даже при небольшом числе поставщиков сырья предприятию придется собрать большое количество сертификатов для каждой партии. Кроме того, для получения ВСД переработчик должен указать место реализации продукции, а это можно сделать не всегда.

По данным Россельхознадзора Омской области на конец ноября, в регионе оформляют документы в системе «Меркурий» более половины всех участников оборота подконтрольной продукции, а к началу года на ЭВС успеют перейти и все остальные. Те, кто не перестроится, просто не смогут осуществлять свою деятельность. Хочется верить, что внедрение нового механизма ветеринарной сертификации принесет отрасли реальную пользу, а не обернется только новой головной болью для сельхозтоваропроизводителей.

МНЕНИЕ

Олег ПОДКОРЫТОВ,

руководитель Управления
Россельхознадзора по Омской области:

«С внедрением ЭВС производителям придется работать более открыто, что положительно скажется на качестве продукции»

– Переход на ЭВС в нашем регионе продвигается очень хорошо, заявлений поступает много. И к новому году, я уверен, оформлять электронные сертификаты будут все без исключения. Сегодня в системе «Меркурий» зарегистрировано уже почти 7000 предприятий. За 9 месяцев 2017 года оформлено 685 тыс. ВСД в электронном виде. В «Меркурии» работают 47 сотрудников в сфере ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области и более 500 специалистов государственной ветеринарной службы. Электронные сертификаты уже принимают  и школы, и детсады, и больницы. В ближайшее время к системе должны присоединиться все торговые точки, реализующие продукцию животного происхождения, даже в отдаленных деревнях и селах – ведь без этого они не смогут получать товар для продажи.

Внедрение ЭВС позволит легче выявлять фальсифицированную продукцию. Мы будем видеть, сколько сырья поступило на предприятие и сколько вышло оттуда в виде готовой продукции. То есть можно будет легко определить, где, что и из чего производится. Пока рано говорить о том, как ощутит на себе данные изменения конечный потребитель, ведь ЭВС еще не заработала в полную силу. Но очевидно, что производителям придется работать более  открыто, что положительно скажется на качестве выпускаемой продукции.

Владимир ПЛАЩЕНКО,

начальник ГУ ветеринарии
Омской области:

«Переработчики молока изготавливают продукцию по ТУ, поэтому отследить источник сырья для каждой единицы готового товара затруднительно»

– Сегодня около 55% предприятий отрасли животноводства уже подключены к ФГИС «Меркурий», остальные  – в стадии перехода на ЭВС. Думаю, к новому году 99% производителей выполнят требования законодательства. Но если на сырое молоко документы в электронном виде оформляются уже давно (проблем здесь, как правило, не возникает: выписал сертификат на цистерну – и отправил), то с переработкой дела обстоят сложнее. Дело в том, что ассортимент продукции у производителей очень широк и изготавливается она по техническим условиям. То есть один и тот же продукт – к примеру, ряженка – на разных заводах может производиться по разным рецептурам. И когда из 20 тонн молока получают 30 тонн готовой продукции, отследить конкретный источник сырья для каждой единицы товара проблематично.

Понятно, что внедрение ЭВС на предприятии требует некоторых затрат, связанных с трудоустройством специалистов, которые будут заниматься оформлением документов. К примеру, крупному заводу, где производится 1 млн. яиц в день, потребуется несколько человек, а на небольшом молокоперерабатывающем предприятии, выпускающем 300–500 кг молока в сутки, с этой задачей способен справиться и один сотрудник. Можно и вовсе обратиться в  государственную ветслужбу, которая оформляет сертификаты бесплатно.

Сопроводительные документы оформляются на каждом этапе движения продукции –
от производства сырья до поступления товара в магазин. И уже на торговой точке документы «погашаются» в системе «Меркурий». Понятно, что для этого объект должен быть подключен к Интернету. Думаю, в первое время придется «побороться» с маленькими  магазинами, торгующими животноводческой продукцией, где даже нет компьютера, чтобы оформить электронный документ.

В целом, с внедрением ЭВС подделать документы стало намного сложнее. Раньше предприниматель мог взять свидетельство и что­то в нем исправить. Сейчас такое вмешательство практически невозможно. Логины­пароли для доступа к системе «Меркурий» имеют только зарегистрированные пользователи, и каждый из них несет персональную ответственность за достоверность вносимых данных.

Татьяна Митюшкина,

специалист по менеджменту качества МСК «Тюкалинский»:

– Система «Меркурий» на предприятии функционирует сравнительно недавно, с августа 2017 года, и находится на стадии налаживания и отработки процессов. Становление шло в три этапа:

1) регистрация,

2) обучение,

3) сама работа.

Обучение на базе Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина прошли восемь специалистов предприятия, которые получили дипломы «Электронная сертификация поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов в автоматизированной системе «Меркурий».

Обучение сотрудников обошлось сравнительно недорого. Однако интеграция системы «Меркурий» с системой 1С потребует значительных как финансовых (несколько сот тысяч рублей), так и ресурсных затрат. Но именно такая интеграция позволит облегчить и ускорить оформление большого объема ветеринарных сопроводительных документов специалистами предприятия.

Основные трудности при внедрении ЭВС заключаются в том, что все предприятия­агенты, которые имеют с нами отношения, например поставщики молока­сырья, оптовые покупатели нашей продукции (сети, ИП), должны быть тоже зарегистрированы в ГИС «Меркурий». Это не сложно – заявка рассматривается в течение двух дней в Россельхознадзоре. Но если процесс регистрации затягивается по не зависящим от нас, производителей, причинам, то мы не сможем работать с такими поставщиками. Проблемные вопросы решаются ежедневно, путем переговоров, убеждений поставщиков сырья в том, что это необходимо не только нам, как производителям, но и всем, кто участвует в этой цепочке.

Сопроводительные документы оформляются на каждую позицию в ассортименте, затем все это экстраполируется на все торговые точки, с которыми взаимодействует предприятие. Работы пока много, так как еще идет процесс наладки и становления системы. Но все­таки работать с электронными сертификатами гораздо удобнее, нежели с бумажными: нет привязки, во­первых, к месту (можно работать удаленно), во­вторых, к ветеринарной службе.

Конечно, сбои в системе возникают, ведь прошло еще недостаточно времени для ее «обкатки». Но следует отметить, что специалисты ФГИС «Меркурий» подробно и оперативно отвечают на все наши вопросы, касающиеся работы системы.

В целом же массовое внедрение ЭВС скажется очень положительно на продовольственном рынке: путь продукции от «поля до вилки» станет более прозрачным, и потребитель только по одному коду сможет все узнать о продукте.

СеС №03(03) 2017

 

 

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер