Актуально

Молочный рынок выходит из «тени»

CeC614vn30

CeC614vn31

Молочный рынок выходит из «тени»

Несмотря на падающие доходы населения, россияне стали потреблять больше качественной молочной продукции. Доля фальсификата снизилась, а предприятия переориентировались на выпуск натуральной «молочки». И это не единственный тренд, который определит дальнейшее развитие отрасли в Сибири.

Поголовье сокращается – удои растут

Какие изменения уже произошли на рынке молока и что нас  ждет в ближайшем будущем, обсудили эксперты в ходе круглого стола «Молочная отрасль СФО: необходимые шаги развития». Встреча состоялась 28 ноября 2019 года в рамках IV Новосибирского агропродовольственного форума и Международной агропромышленной выставки «Сибирская аграрная неделя».

Организатором мероприятия выступила компания «МолСиб». Открывая дискуссию, гендиректор холдинга Игорь ЕЛИСЕЕНКО кратко представил ситуацию на молочном рынке Новосибирской области. Он отметил тенденцию к сокращению поголовья скота при росте суточных удоев. Валовое производство молока и надои на фуражную корову в регионе увеличились на 12%. Драйверами этого роста стали крупные агрохолдинги –  «Сибирская нива», «Русское поле» и племзавод «Ирмень». Несмотря на «потерю» 7600 голов, области удается производить 1370 т молока в сутки – в 1,5 раза больше, чем потребляют жители. Излишки вывозятся в Алтайский край, а в последнее время новосибирское молоко активно закупают Томская и Кемеровская области.

«Четыре кита» сибирского молока

Однако развитие отрасли возможно и без гигантских молочных комплексов. Пример – Красноярский край, где продуктивность растет за счет крупных частных хозяйств, в свое время взявших курс на повышение эффективности. Объем переработки в регионе очень мал, поэтому край является молочным «донором» для соседних областей. На Алтае, наоборот, хорошо развита переработка (в первую очередь – производство сыров), а молока на нее не хватает.

Что будет дальше в четырех ключевых регионах СФО, производящих 70% всего сибирского молока? По прогнозам независимого консультанта Дмитрия МИРОНЧИКОВА,  в Алтайском крае, где сделан акцент на растениеводстве, а молоко является побочным продуктом для сельхозтоваропроизводителей, особых изменений в отрасли не предвидится. Новосибирская область, как самый благополучный регион СФО, продолжит динамичное развитие – агрохолдинги будут укрупняться, а потребление «молочки» расти. Что касается Омской области, то здесь вряд ли можно ожидать «прорыва» – сельхозсобственник слабый, крупные производства не открываются, как результат – стагнация или регресс.  Напротив, Красноярский край, где и цены на молоко ниже, чем у соседей, и агрохолдинги отсутствуют, будет чувствовать себя уверенно благодаря крепкому фермерству.

Взять курс на b2b

Говоря об экспортном потенциале Сибири, Дмитрий Мирончиков  в первую очередь упомянул Казахстан, рынок которого после ухода с него Украины стал еще привлекательнее для России. РК интересна с точки зрения совместной переработки, поскольку в республике лучше, чем в нашей стране, налажены связи с Китаем. В целом же, по мнению эксперта, у России слабые перспективы в экспорте традиционных молочных продуктов.
Но есть возможность заявить о себе в сегменте b2b («бизнес для бизнеса»). 
«У нас есть отходный продукт – творожная сыворотка, которая может использоваться как корм для животных. И в этом отношении для нас перспективен Китай, потому что китайцы потребляют, в отличие от молока, огромное количество свинины, а свинью надо кормить. Не менее интересна и сыворотка подсырная, применяемая во многих отраслях, – при производстве спортивного и специализированного медицинского питания, заменителя грудного молока», – пояснил Мирончиков. Но прежде чем смотреть на внешние рынки, надо обеспечить собственные потребности страны. Эксперт напомнил, что Россия ежегодно завозит около 18 тыс. тонн фармакологической лактозы для производства таблеток – и стоило бы подумать об импортозамещении в этой области.

Мысль о том, что традиционная «молочка» родом из России интересна в основном только странам СНГ, поддержал и генеральный директор Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО) Артем БЕЛОВ. Выход на другие рынки, где наш продукт не знают, ему также кажется сомнительным. Но в сегменте биржевых продуктов, которые РФ сегодня практически не экспортирует, перспективы огромны и стране нужно обязательно участвовать на рынке b2b, в том числе продавая уже упомянутую сыворотку.

Меньше, да лучше

Артем Белов обозначил главные тренды на отечественном молочном рынке. По его словам, санкции и девальвация, а также господдержка создали для молочной отрасли комфортные, даже тепличные условия. Но есть и негативный фактор – снижение доходов населения, которые падают в течение последних пяти лет. Соответственно, сокращается потребление молока и молочной продукции: с 2012 по 2018 год оно снизилось более чем на 15 кг. Это одна из основных угроз для молочного рынка в среднесрочной перспективе.

В то же время потребление в молочном эквиваленте увеличивается. Это связано с «обелением» рынка – снижением фальсификата и переориентированием части производств на традиционные молочные продукты. «По нашим оценкам, в 2019 году прирост составит 800­900 тыс. тонн дополнительно – за счет спроса на сырое молоко со стороны производителей «молочки», которые раньше его вообще не использовали либо использовали частично», – пояснил Артем Белов.

Наглядный пример: с начала года потребление сырных продуктов (с содержанием заменителя молочного жира) сократилось на 20%, а потребление сыров выросло на 8%. Если суммировать сыр и сырные продукты, получится, что общий объем их потребления упал, но в пересчете на молоко видно, что молока стали потреблять больше. Это важная тенденция 2019 года. Во многом ее обусловили внедрение системы «Меркурий» и изменение технических регламентов в наименованиях молочной продукции с 1 января 2018 года. Так появился еще один тренд – уменьшение фальсификата (в первую очередь – в сегментах сливочного масла и сыров).

Фальсификат «спустился» на фермы

Однако доля поддельной молочной продукции в России по­прежнему остается высокой – около 3 млн. тонн, по оценке «Союзмолока». «Новшества в законодательстве заставили часть производителей перестроиться. Но не всех. Более того, мы уже видим, что некоторые компании начали менять механизмы, которые они используют для фальсификации. Если раньше подделка шла на стадии переработки, то сейчас есть попытки фальсифицировать продукцию на уровне ферм. Конечно, недобросовестный бизнес будет всегда, как и в любой отрасли, но наша задача – максимально «обелить» молочный рынок», – заявил глава нацобъединения.

Страсти по сыру

Что касается спроса, то здесь такая тенденция: россияне стали потреблять меньше традиционных продуктов  (молока, кефира, сметаны и т.д.), делая выбор в пользу современных категорий «молочки» – таких, как йогурты и молочные десерты.

В ближайшие годы одним из самых интересных продуктов, который окажет серьезное влияние на ситуацию в сырьевом секторе и переработке, станет сыр. Его потребление сегодня очень низкое, и есть хороший потенциал для развития данного сегмента. В течение трех лет планируется реализовать целый ряд проектов в этой области, которые могут дать прирост производства до 50%. Эксперт напомнил, что Беларусь, после ее закрытия для российского рынка в части сухих продуктов, серьезно нарастила производство сыров. В результате импорт белорусских сыров подскочил примерно на 40%.

Работа над себестоимостью

Говоря о перспективах, Артем Белов подчеркнул, что цена на сырое молоко в России сегодня одна из лучших в мире, а соотношение цены и себестоимости открывает возможности для инвестирования в дальнейшее улучшение продукции – чтобы сделать ее конкурентоспособной для экспорта. При этом существует риск повышения себестоимости: цены на молоко растут медленнее, чем затраты на его производство. И, скорее всего, этот тренд сохранится в ближайшем будущем. Поэтому необходимо работать над повышением эффективности и снижением затрат. Конечно, есть факторы, на которые невозможно повлиять – например, удорожание ГСМ и энергоресурсов, но можно скорректировать рацион животных, повысить производительность труда и т. д.

Гендиректор «Союзмолока» сообщил, что господдержка отрасли пока стабильна – около 35 млрд. рублей в год. В 2020 году все основные виды субсидий сохранятся.

В то же время многочисленные законодательные новеллы, касающиеся обязательной маркировки, утилизации упаковки и других проектов в области экологии, грозят повышением себестоимости продукции. «По нашим оценкам, если все эти инициативы будут реализованы, отрасль ежегодно будет нести еще около 50 млрд. рублей расходов (для сравнения: вся прибыль отрасли – около 35 млрд. рублей)», – предупредил Артем Белов.

Виктория МУХИНА

CeC 6(14) 2019

 

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти