Наука

Фестиваль Иван­-чая не хуже Октоберфеста! О развитии агротуризма на Алтае

412_vnt_30

Фестиваль Иван­чая не хуже Октоберфеста!

О развитии агротуризма на Алтае

Сельский туризм набирает все большую популярность у людей, уставших от суеты и шума большого города. Окунуться на недельку в атмосферу деревенской жизни – это ли не заманчивая альтернатива надоевшим морским курортам? Спрос есть – дело за предложением. А создать его можно только общими усилиями фермеров и местных властей.

Алтайский край – один из самых активных регионов России в сфере агротуризма. Однако потенциал для развития еще очень велик, уверена Мария  БОРИСОВА, специалист социально­культурного сервиса и туризма, генеральный директор туристской базы «Искра».

­ Мария, для многих российских сел агротуризм – единственная возможность выжить. Тем более что сегодня многие городские жители с удовольствием приезжают отдыхать в деревню. Однако предложение явно не успевает за спросом. Почему?

­ Мне кажется, многие местные администрации недооценивают значение и возможности сельского туризма. В нашем Солонешенском районе есть целый ряд интересных объектов, которые можно популяризировать, если заниматься их продвижением и развивать инфраструктуру. У нас есть люди, которые ведут свое хозяйство и параллельно открывают гостевые дома, куда приглашают туристов. Для горожан это возможность окунуться в сельскую атмосферу, отдохнуть на природе, наслаждаясь тишиной и свежим воздухом, поесть натуральных свежих продуктов.

­ В то же время построить гостевой дом мало – нужно чем­то удивлять гостей…

­ Абсолютно верно, людям нужны развлечения. Просто гулять по лугам и пить парное молоко – это эйфория на два­три дня. Практика показывает, что горожане, привыкшие к цивилизации и эмоционально насыщенной жизни, такой отдых долго не выдерживают. Для них надо организовывать программу досуга. И это не сложно. Если собрать все гостевые дома, небольшие музеи и другие объекты, которые принимают туристов, и обязать каждого предпринимателя  хотя бы раз в месяц провести открытое мероприятие – это уже большой шаг. Люди, приезжающие в село, будут знать, что их ждут какие­то события и им не будет скучно.

­  Какие это могут быть события?

­ Те же фестивали. У нас есть неплохой с точки зрения организации фестиваль «Троицкие гулянья», который организуется силами администрации одной деревни и ее жителей. А одна семья, которая держит небольшой музей, регулярно проводит праздник «Алтайские узоры». Но это не тот масштаб, который привлечет массового туриста. Возьмите пивной фестиваль «Октоберфест» в Мюнхене: ведь сама по себе идея не представляет ничего особенного – просто хорошо раскрученный бренд. Если есть желание, можно из всего сделать «фишку». Например, Алтай славится своими травами, которые стоят весьма недешево. Так почему не организовать, к примеру, «Неделю Иван­чая» – фестиваль, во время которого люди смогут сами собирать, сушить, обрабатывать и дегустировать чай, да еще увезти его домой и потом весь год наслаждаться вкусным напитком? Уверена, что сельский туризм конкретно в нашем Солонешенском районе мог бы быть на качественно другом уровне за счет каких­то событийных мероприятий. Но без помощи районных властей этот процесс не пойдет.

­ Чем конкретно могут помочь чиновники фермерам, желающим развивать агротуризм?

­ Как минимум нужна информационная помощь. Надо рассказывать людям, как и чем привлечь туристов, консультировать селян по юридическим, финансовым вопросам, от которых они далеки. Где­то нужно поменять психологию местных жителей. Многим селянам трудно представить, что незнакомые люди будут приезжать к ним в дом, их придется чем­то занимать, кормить, обслуживать. В нашем районе живут в основном люди с кержацкими корнями, и уклад их жизни, исторически сложившийся, не располагает к агротуризму. Они достаточно консервативные, им трудно решиться на какие­то нововведения и впустить в свой мир чужих. Людям сложно сделать первый шаг, им требуется поддержка.  А когда кто­то делится своим положительным опытом, тогда у всех остальных появляется интерес – раз соседи могут, значит, и я могу?

­ Алтайский край – популярное направление у туристов. Чем еще он может удивить в плане сельского туризма?

­ Ну, например, здесь можно принимать пантовые ванны. На Алтае много крупных хозяйств с развитым животноводством, в том числе занимающихся разведением пятнистых оленей­маралов. Или, скажем, конные экскурсии, которые уже очень распространены в Горном Алтае и Крыму. В нашем районе, несмотря на то, что почти в каждом дворе держат лошадей, очень мало животных, которые ходят под седлом и работают в сфере туризма. Хотя это было бы интересно.

На мой взгляд, лучше всего придумать какую­то общую концепцию развития района и подключить к ее реализации все хозяйства. Фермеры должны работать не разрозненно, а как части единого механизма – формируя какой­то единый образ своей местности в восприятии людей. Но дать этот посыл, подтолкнуть людей, подсказать им путь развития должны власти. Агротуризм может приносить больше доходов, чем традиционное сельское хозяйство, но пока это понимают далеко не все чиновники.

CeC4(12)2019

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер