Главная | Нефть и Газ Сибири | Статьи | Актуальные проблемы | Об актуальных проблемах нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей

Об актуальных проблемах нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей

В. А. РЯБОВ, генеральный директор Всероссийской Ассоциации нефтепереработчиков RyabovLogo_neft
и нефтехимиков (г. Москва), член редакционного совета журнала «Нефть и газ Сибири» (г. Омск)

Председатель Правительства Российской Федерации В. В. ПУТИН, выступая по вопросу о Программе развития до 2020 г., говорил: «Если мы не добьёмся прорыва на рынке товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики. За всем этим кроются серьёзные риски для существования нашей государственности и для обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства. Для обновления производства нам понадобится либерализация амортизационной политики. Поэтому со следующего года должны быть введены дополнительные механизмы ускоренной амортизации основных средств и, прежде всего, технологического оборудования». (Российская газета, 9.05.2008 г.)
12 февраля 2010 г. Президент Российской Федерации Д. А. МЕДВЕДЕВ посетил одно из ведущих предприятий отрасли – Омский НПЗ. По результатам визита президент призвал модернизировать старые нефтеперерабатывающие заводы и строить новые, современные.
Президент отметил, что нефтеперерабатывающая отрасль, конечно, одна из самых эффективных в стране, но и её стоит развивать. От этого зависит, как выразился президент, «останемся ли мы в числе ведущих топливно-энергетических держав или окажемся на обочине, несмотря на то, что у нас существуют мощные запасы».

Состояние нефтеперерабатывающей
отрасли РФ

Если посмотреть на состояние нефтеперерабатывающей отрасли РФ в последние годы, то можно отметить:
– экспорт сырой нефти остаётся практически неизменным и составляет порядка 50% от её добычи и в Генеральной схеме развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается из 500 млн. т/год добываемой нефти на переработку внутри страны 230 млн. т/год, на экспорт – 270 млн. т/год;
– глубина переработки нефти также практически остаётся неизменной и составляет порядка 71%;
– уровень внутреннего потребления нефти в стране за период 2005 – 2010 годы практически остается неизменным. Наибольшую выгоду (в разы) получает та страна, которая потребляет нефть, а не торгует нефтью. Потребление продукции нефтепереработки и нефтехимии на душу населения – важнейший показатель, влияющий на рост ВВП и уровень жизни населения;
– индекс комплексности Нельсона также остается практически неизменным.
По качественной характеристике уровня развития своего производственного потенциала (вторичных процессов) Россия занимает среди стран мира лишь место в шестом десятке;
– в России за два десятилетия не построен ни один современный нефтеперерабатывающий завод (только в конце 2010 г. начался поэтапный ввод мощностей в
ОАО «ТАНЕКО»);
– актуальнейшей проблемой становится высокая зависимость российского рынка нефтепродуктов от импорта стратегических составляющих производства топлив и масел – катализаторов, присадок и химикатов, повсеместного внедрения западных технологий и оборудования.
Решению проблем нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей промышленности в настоящее время уделяется большое внимание на всех уровнях государственной власти и нефтяными компаниями.
Утверждены:
– Энергетическая стратегия России на период до 2030 года – распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.
Однако, в принятой Стратегии до 2030 года сохраняется сырьевой вектор направленности нефтегазового комплекса, а такой важный показатель, как потребление нефтепродуктов на душу населения на уровне 1,3-1,6 т/чел., отнесён на 2030 год (уровень потребления нефтепродуктов в 1,6 т/чел. был достигнут в 1990 году).
– Генеральная схема развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2020 года – правительственной комиссией по ТЭК от 11 мая 2011 г.
Принятая Правительственной комиссией Генеральная схема изменила государственную стратегию в части сырьевой направленности и смещения сроков внедрения мощностей по глубине переработки нефти с 2015 на 2020 годы, а такие показатели, как индекс Нельсона и потребление нефтепродуктов на душу населения, в Генеральной схеме отсутствуют (не содействует развитию нефтеперерабатывающей промышленности).
Необходимо сохранить ввод объектов глубокой переработки нефти, определённых Энергетической стратегией до 2015 года (в 2009 году ввели мощности по производству кокса в г. Уфе, а в 2010 году – комплекс каталитического крекинга в Кстово).
Важным решением по итогам совещания 08.07.2011 в г. Кириши является поручение RyabovПредседателя Правительства РФ по поддержке практики заключения с нефтяными компаниями четырехсторонних соглашений, устанавливающих обязательства нефтяных компаний по реализации на внутреннем рынке качественного моторного топлива (по всей номенклатуре) в объёмах не менее пропорциональных объёмам добычи нефти и модернизации (строительству, реконструкции) нефтеперерабатывающих мощностей вторичных процессов.

О переходе на переработку тяжёлой канадской нефти

США в 2014-2015 гг. переходит на переработку тяжёлой канадской нефти вместо нефтей персидского залива, что приведёт к резкому снижению цен на нефть. Мы просим Минэнерго России рассмотреть этот вопрос.
Можно вспомнить, что в 1998 году мировые цены на нефть упали примерно в 3 раза и составили 9-10 долл. США за баррель, что привело к экономическому кризису в стране, при этом оптовые цены на нефтепродукты снизились на 20%, а розничные – не более чем на 5%. Аналогичную картину мы видели в 2008 году, во время экономического кризиса, когда цены на нефть упали также примерно в 3 раза, а цены моторных топлив на АЗС снизились на 10-20%.

Об эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов

Существует мнение во властных структурах, что экспорт сырой нефти выгоднее экспорта нефтепродуктов. В противовес этому мнению можно отметить, что у ряда передовых нефтеперерабатывающих предприятий, продуктовая экспортная корзина дороже стоимости экспорта сырой нефти. Например, заводы «ЛУКОЙЛа», Уфимская группа НПЗ, Омский НПЗ и др. 
Представленный в правительство проект системы налогообложения 60/66 придавливает всех: и «самовары», и эффективные заводы. Это неправильно, поскольку стимулирует экспорт сырья, а не продуктов углеводородного сырья. Необходимо дифференцировать экспортные пошлины на тёмные и светлые нефтепродукты. Если бы на светлые нефтепродукты пошлина была гораздо ниже, чем на тёмные, давно бы выросло качество нефтепродуктов.
При переработке и потреблении нефтепродуктов вместо продажи сырой нефти выгода растёт в десять раз (мультипликативный эффект). Надо продавать нефтепродукты европейского качества, а не торговать низкокачественными нефтепродуктами, по существу полуфабрикатами (особенно дешёвым мазутом).
Замена дешёвых низкокачественных нефтепродуктов (топочный мазут, некачественное дизельное топливо, газойли и др.), поставляемых на экспорт, моторными топливами европейского качества позволит дополнительно получить ежегодно нефтепродуктов на сумму более 20 млрд. долл. США и значительно снизит себестоимость товарной продукции. (Если нет внутреннего потребления.)
В стране уже в течение нескольких десятилетий не вводятся в эксплуатацию новые современные нефтеперерабатывающие заводы (только в конце 2010 г. начался поэтапный ввод мощностей в ОАО «ТАНЕКО»). Наиболее современные заводы после распада Советского Союза отошли бывшим республикам. В развитых странах, как правило, НПЗ располагаются в прибрежных зонах.
Теперь о ценах на нефтепродукты.
Если сравнить оптовые цены на нефтепродукты на НПЗ с ценами, по которым они продаются потребителям, то разница значительна.
Как только нефтепродукт вышел за пределы НПЗ, его цена повышается чуть ли не в 2 раза, а при реализации его на дальнее расстояние цена повышается в 3 раза.
Причём, при транспортировке нефтепродуктов железнодорожным транспортом, имеют место существенные экономические потери, которые составляют от 30 до 80 долл. США на 1 тонну нефтепродукта.
Об этом мало говорят, но наводить порядок необходимо.
Выходом из такой ситуации может стать форсирование строительства нефтепродуктопроводов, совершенствование налоговой системы, проведение более чёткой ценовой политики на государственном уровне.

Изменение прибыли в зависимости от схемы 
переработки нефти

Высокие финансовые вложения нефтяных компаний в модернизацию морально и физически устаревших производств не делают их конкурентоспособными с передовыми западными фирмами по затратности производственного процесса, энергетического обеспечения, системам управления производством и др., что в конечном итоге негативно сказывается на ценообразовании конечной продукции.
Изменение прибыли в зависимости от глубины переработки нефти представлено на графике.

RyabovTab_1

 

 

 

 

 

 

 

О строительстве новых нефтеперерабатывающих 
и нефтехимических комплексов

Строительство на основе государственно-частного партнёрства (по примеру ОАО «ТАНЕКО», Республика Татарстан) современных нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов на концах нефтепроводов и в приморских зонах, независимых от вертикально-интегрированных компаний, должно стать приоритетным направлением развития нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств нового типа.
В Западной Европе с 1994 года на основе государственно-частного партнёрства запущены и уже в значительной степени реализованы проекты на сумму более 120 миллиардов долларов.
Строительство новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов с высокоразвитой технологией глубокой переработки нефти позволит обеспечить многократный рост прибыли предприятия, оказать существенное влияние на стабилизацию ценовой политики, повысить конкурентоспособность продукции, предотвратить галопирующий рост цен.
В целях развития нефтехимии (в соответствии с Протоколом совещания Председателя Правительства РФ от 17.11.2009 г. № ВП-П9-49пр в г. Нижнекамске) Ассоциация обращала внимание в Минэнерго России на необходимость создания на основе строящихся нефтеперерабатывающих производств трёх нефтехимических комплексов на концах экспортных труб.
Для реализации планов ряда компаний по модернизации действующих мощностей, отстающих по своему техническому уровню от передовых российских НПЗ на 2 года, а также строительству новых современных нефтехимических комплексов, необходима непосредственная помощь со стороны государства, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства (во исполнение решений, принятых на совещании в г. Северодвинске – протокол от 11 июля
2008 г. № ВП-П9-10 пр.).

О налоговой системе в нефтепереработке

Несовершенство налоговой системы в стране не создает условий для снижения цен на нефтепродукты. 
Существующая налоговая политика стимулирует нефтяные компании к экспорту добываемой нефти, а не увеличению загрузки отечественных НПЗ и их техническому перевооружению, делая неэффективными инвестиции в нефтепереработку, ориентирует НПЗ на выпуск полуфабрикатов, вместо получения товарных нефтепродуктов, сдачу цехов в аренду и т. д.
В ценах предприятия налоговая нагрузка на нефтепереработку составляет около 60% от стоимости товарной продукции.
Эта величина почти в 2 раза превышает допустимый уровень налогов на товаропроизводителей, обеспечивающий им средства для развития производства.
Налоговое бремя в отрасли является самым высоким как по промышленности России в целом, так и внутри нефтяного комплекса. По промышленности доля налогов составляет 41%.
Парадоксом отечественной налоговой системы является то, что, в соответствии с действующим законодательством, плательщиками акциза по подакцизной продукции, в том числе произведённой из давальческого сырья, являются производители, т. е. НПЗ, не являющиеся собственниками выпускаемой ими продукции, несмотря на то, что в 2003 году Госдумой и правительством было принято решение о перенесении уплаты акцизов на моторное топливо с НПЗ на его продавца (АЗС).
Совершенствование налогового законодательства в нефтепереработке и нефтехимии – одна из актуальнейших проблем, решение которой будет способствовать стабилизации цен на нефтепродукты.

О процессинговой схеме переработки углеводородного сырья на НПЗ России

Негативным моментом, сказывающимся на темпах развития неф-теперерабатывающих производств в России, является работа заводов по процессинговой схеме переработки сырья, применяемой нефтяными компаниями. 
Сравнительный анализ приведённых в формах статистической отчётности показателей стоимости товарной продукции и прибыли НПЗ, работающих на условиях давальческого сырья, и соответствующих расчётных показателей при использовании беспроцессинговой схемы показал, что объём товарной продукции в 12,4 раза, а сумма прибыли в 9,5 раза выше при беспроцессинговой схеме переработки углеводородного сырья (см. график).
Более широкое использование беспроцессинговой схемы переработки нефти позволило бы быстрее модернизировать НПЗ, значительно повысить прибыльность работы предприятий и, как следствие – существенно увеличить ВВП и поступления налогов в федеральный и местный бюджеты, заметно повлиять на стабилизацию цен на моторные топлива, сгладить социальную напряжённость в регионах. При этом максимально используются внутренние резервы, снижаются затраты, повышается производительность труда.RyabovTab_2
Имеется положительный опыт работы ОАО «ЛУКОЙЛ», НПЗ которого в регионах дают увеличение ВВП и прибыли и, естественно, налогов на порядок больше, без потерь для РФ.
В вопросе о переходе на беспроцессинговую схему переработки углеводородного сырья, Ассоциация выступает единым фронтом с Минэнерго России.
В настоящее время принят и действует Федеральный закон
№ 208-ФЗ от 27 июля 2010 г. «О консолидированной финансовой отчётности»; в Государственной Думе находится на рассмотрении и прошёл стадию первого чтения проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков».
Необходимо содействие федеральных органов исполнительной и законодательной власти по ускорению принятия федерального закона, вступление в силу которого может сделать неэффективным использование компаниями процессинговой схемы.

О самодостаточности регионов России

В последние годы регионы становятся более зависимыми от трансфертов из федерального центра. Количество дефицитных регионов постоянно растёт: 2008 год – 37, 2009 год – 57, 2010 год – 63 (нонсенс – в Российской Федерации в этом плане всё в порядке).
Одним из существенных аргументов в части самодостаточности регионов является решение вопросов оптимизации и эффективности работы нефтеперерабатывающей отрасли. Действующие и строящиеся новые крупные и средние НПЗ в этих регионах позволят значительно сократить количество дефицитных регионов.

О высоких издержках в реализации инвестиционных проектов

Одной из важных проблем в строительстве и развитии новых НПЗ является проблема высоких издержек в реализации инвестиционных проектов, связанных с отсутствием гармонизации отечественных и европейских норм в сфере безопасности и экологии. На всех стадиях строительства сплошь и рядом – откаты, что делает строительство НПЗ дороже примерно в два раза. Нефтяные компании вынуждены приобретать НПЗ в Европе, не создавая дополнительные дорогие рабочие места, не оставляя у себя в РФ добавленную стоимость и налоги. Однако приобретенные зарубежные активы приносят акционерам и проблемы:
– это видно на примере работы нефтеперерабатывающих заводов в Бургасе (Болгария), Одессе, Лисичанске (Украина);
– ОАО «Татнефть» по суду Украины лишилась активов Кременчугского НПЗ;
– «Сургутнефтегаз» имеет проблемы при приобретении акций в венгерском концерне MOL.

О планируемой приватизации акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности

Механизм государственного регулирования и государственного хозяйствования западных стран в России недостаточно изучен.
В настоящее время Минэкономразвития России во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина готовит предложения по корректировке планов Российской Федерации приватизации акций акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности.
В подготовленный проект плана приватизации вошли, в том числе, ОАО «НК «Роснефть».
Компания, традиционно уделяющая большое внимание развитию своих дочерних предприятий, приобретя активы заводов, принадлежавших ранее ЗАО «ЮКОС-РМ», поставлена в трудные условия в связи с необходимостью коренной реконструкции и модернизации этих заводов, т. к. многие годы бывшим их владельцем работа по повышению глубины переработки нефти и качества продукции не проводилась.
Кроме того, компанией планируется в ближайшей перспективе строительство двух новых объектов в приморских зонах – ООО «РН-Туапсинский НПЗ» и Приморский нефтехимический комплекс.
Отраслевые институты:
ОАО «ВНИПИнефть»;
ОАО «ВНИИ НП»;
ОАО ВНИИнефтехим» (г. С.-Петербург);
ОАО «ВНИКТИнефтехимоборудование» (г. Волгоград);
ОАО «ЦНИИТЭнефтехим».
Вошедшие в перечень приватизации институты являются ведущими институтами отрасли, осуществляющими научные, проектные и изыскательские работы, связанные с развитием и модернизацией нефтеперерабатывающих производств, разработкой процессов производства продукции, в значительной мере имеющей двойное назначение для народного хозяйства, нужд обороны страны, госрезерва.
Ассоциация крайне обеспокоена предстоящим в результате приватизации ослаблением государственного участия в этих значащих для отрасли акционерных обществах

Об отраслевой науке

Кризис нефтеперерабатывающей промышленности России последнего десятилетия оказал разрушительное влияние на состояние отраслевой науки.
Ценой огромных усилий удалось сохранить основные стратегические институты, но, в связи с рейдерским захватом, с апреля 2006 года приостановил свою деятельность стратегически важный отраслевой институт ОАО «ЦНИИТЭнефтехим».
По данным РАН, вклад России в мировую науку составил только 2%, при этом вклад учёных США в мировую науку в 2009 году оценивается в 35%. Сейчас только в США на постоянной основе трудится
1 млн. ученых и специалистов из России, которые создают более четверти американских технологических новинок.
Такое положение с отраслевой наукой привело к состоянию крайне низкой востребованности со стороны нефтяных компаний отечественных разработок при создании новых и модернизации действующих нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.
При этом, наши институты имеют целый ряд конкурентоспособных разработок технологических процессов для переработки нефти и нефтехимии, осуществляемых российскими учеными – С.Н. Хаджиевым, В.Н. Пармоном, В.М. Капустиным, А.В. Лихолобовым, А.М. Мазгаровым, Э.Г. Теляшевым, А.Н. Шакуном и др.
Использование в промышленности таких разработок позволит обеспечить достойную конкуренцию по целому ряду процессов продвинутым западным фирмам, способствовать ускоренному процессу развития отечественной нефтепереработки и нефтехимии.
Снижение доли участия государства в управлении институтами создаст предпосылку потери институтами статуса отраслевых и будет иметь негативные последствия в развитии отраслевой науки.
Эффективность науки в развитии экономики страны в разы выше производства.

О технологических платформах

Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. (протокол № 4) в составе 27 утвержденных технологических платформ из 200 представленных к рассмотрению проектов вошла и технологическая платформа «Глубокая переработка углеводородных ресурсов».
Эта структура, наделённая функциями планирования и координации, позволит решить целый ряд проблем, существующих сегодня в России как при разработке новых технологий, так и доведения их до промышленной реализации.

О технологической платформе «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»

В рамках такого механизма взаимодействия, как технологические платформы, группой организаций: ИНХС им. А. В.Топчиева, Институтом проблем химической физики РАН, Институтом катализа им 
Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН, ОАО «Татнефтехиминвестхолдинг», ОАО «ВНИПИнефть», РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, НИИ «Высшая школа экономики при поддержке Минэнерго России», Российской академией наук и рядом крупных нефтегазовых и машиностроительных компаний была создана и представлена в Минэкономразвития России технологическая платформа «Глубокая переработка углеводородных ресурсов», основной целью которой является обеспечение перехода от сырьевой экономики к инновационному развитию нефтеперерабатывающей, газо- и нефтехимической промышленности.
В рамках платформы уже сформулированы в приоритетном порядке те направления, которые необходимо развивать в первую очередь и которые уже имеют определённый технологический задел конкурентоспособных классических проектов.
Заключение
Комплексный подход к решению проблем нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, определённый новой программой на совещании 08.07.2011 в г. Кириши, даст мощный толчок в развитии всей отрасли промышленности.
Государственный сектор исполнительной власти при решении стоящих перед отраслью проблем необходимо укреплять кадрами высококвалифицированных специалистов.

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер