Главная | КС (Энергетика и ЖКХ) | Статьи | События | Андрей ЧИБИС: «40% долгов в сфере ЖКХ – это задолженность управляющих компаний перед коммунальщиками: люди платят, но эти средства до ресурсников не доходят»

События

Андрей ЧИБИС: «40% долгов в сфере ЖКХ – это задолженность управляющих компаний перед коммунальщиками: люди платят, но эти средства до ресурсников не доходят»

KC_139_v04

KC_139_v05

Официально

Андрей ЧИБИС:

«40% долгов в сфере ЖКХ – это задолженность управляющих компаний перед коммунальщиками:
люди платят, но эти средства до ресурсников не доходят»

Заместитель министра строительства и жилищно­коммунального хозяйства, Главный государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис –
о программе благоустройства дворов, решении проблемы долгов в сфере ЖКХ и росте тарифов на «коммуналку».

– Андрей Владимирович, в 2017 году регионам выделено более 20 млрд. руб-лей на реализацию проекта «ЖКХ и городская среда». Как регионы будут защищать свои заявки по благоустройству территорий, когда будут известны конкретные суммы средств для каждого субъекта РФ и какой результат работы должны в итоге увидеть жители?

– Перед страной стоит масштабная задача: до сих пор в России не было системного целостного подхода к городской инфраструктуре на всех уровнях – от модернизации коммунального комплекса до дизайна уличной мебели.

Из федерального бюджета на реализацию проекта выделено значительное финансирование: 20 млрд. рублей направлено на софинансирование региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды, 500 млн. рублей – на благоустройство парков и скверов в городах с населением до 250 тысяч человек. С распределением средств на регионы можно ознакомиться на сайте Минстроя России. Там же размещены другие необходимые документы по проекту.

Регионам с бюджетным дефицитом уже выделены средства для софинансирования программ благоустройства, причем 2/3 от федеральной поддержки должны быть направлены на благоустройство дворовых территорий. Безусловно, графики обустройства дворов должны быть синхронизированы с краткосрочными планами проведения капитального ремонта и замены инженерных сетей – чтобы в свежеотремонтированных дворах не проводились никакие строительные работы.

Другое важное условие – это участие жителей. При разработке проекта благоустройства двора собственникам квартир будет предлагаться «меню» с двумя категориями работ – обязательный минимум и дополнительные опции. По этому «меню» жители сами будут выбирать – проводить только базовые работы или делать расширенный объем благоустройства, но принимать в проекте активное участие.

Оставшиеся средства (до 1/3 от объема субсидии и средства региона) должны быть направлены на реализацию знаковых проектов – благоустройство наиболее посещаемых общественных зон.

В реализации проекта и вовлечении в его реализацию населения большое значение играют партнеры – партия «Единая Россия» и «Общероссийский Народный Фронт», ассоциации ОКМО, Всероссийский союз муниципальных советов, Союз малых городов и так далее. Также немаловажна роль общественных активистов.  Сегодня в работе над проектом принимают участие несколько рабочих групп – урбанистов, экспертов в ЖКХ, экспертный совет и общественно-деловой совет.

Как в Минстрое России, так и во всех регионах действуют проектные команды, которые системно обучаются как методикам проектной работы, так и теории, и лучшим практикам работы в части формирования комфортной городской среды. Так, 6–7 марта в Казани прошло обучение проектных региональных команд.

– Теперь о лицензировании управляющих компаний. Существующая система часто критикуется из-за отсутствия реальных лицензионных требований к организациям, таких как наличие материально-технической базы, опыт работы руководителя в отрасли и т.д. На практике получить лицензию на управление МКД может любой желающий. Планируется ли в ближайшее время вносить изменения в законодательство, которые помогли бы сделать инструмент лицензирования УК более эффективным и ограничить доступ на рынок компаний-однодневок?

– Благодаря введению лицензирования управляющих компаний удалось значительно оздоровить рынок: недобросовестные компании не смогли получить лицензии. Только на первом этапе 15% УК было отказано в выдаче лицензий. На сегодня в этой сфере работает  почти 20 тысяч компаний, отвечающих всем лицензионным требованиям. Следующая задача – сделать их деятельность абсолютно прозрачной, что позволит гражданам понимать, как обслуживается их дом, а участникам рынка – формировать свои конкурентные предложения для граждан по управлению их домами. Именно для этого одним из лицензионных требований является раскрытие управляющими компаниями информации о своей деятельности.

Кроме того, в настоящее время мы разрабатываем и планируем внедрить стандарты качества управления многоквартирными домами. Речь именно о качественных показателях работы: это может быть наличие дистанционных каналов для общения с потребителями, время реагирования на обращение, внешний вид сотрудников УК и так далее. Введение стандарта поможет повысить уровень сервиса управляющих компаний, так как его соблюдение будет лицензионным требованием, за нарушение которого компания будет лишаться права управлять домом, а если таких домов будет более 15%, то и лицензии.

 

– Настоящей «головной болью» для управляющих компаний с 2017 года стал новый порядок уплаты ОДН. Жилищники должны ежемесячно рассчитываться с ресурсниками в полном объеме, независимо от того, сколько собрано денег с жителей, что неизбежно приведет к банкротству целого ряда УК. Кроме того, во многих домах с целью экономии средств установлены приборы учета воды, а платить все равно придется по нормативу. Не совсем понятно, кто в итоге выиграет от нововведения…

– Цель переноса ОДН в жилищную услугу – защита собственников от некорректного и непрозрачного начисления коммунальных платежей. При этом, если дом энергоэффективный, на его содержание используется сниженный объем ресурсов и при этом дом оборудован приборами учета, плата должна рассчитываться на основании реального потребления. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. следует утвердить обновленные нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод и электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, соответствующие реальному положению дел. А органы Госжилинспекций обязаны проверить корректность устанавливаемых нормативов. Таким образом платежи за ЖКХ станут понятными и предсказуемыми. Мы будем следить за реализацией этой нормы.

 

– Повышение платежной дисциплины – одна из ключевых задач отрасли. И решить ее планируется в том числе путем исключения из цепочки платежей посредника в виде управляющей компании. Какие варианты новой платежной схемы сегодня рассматриваются и когда ожидать принятия окончательного решения по данному вопросу? Какие преимущества получат все участники платежной процедуры (УК, поставщики ресурсов, собственники) от данного нововведения?

– Исключение посредников при расчетах потребителей и ресурсоснабжающих организаций, на наш взгляд, – важнейшее решение, которое непосредственно скажется на повышении платежной дисциплины. Порядка 40% долгов в сфере ЖКХ сегодня составляет задолженность управляющих компаний перед поставщиками коммунальных ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.

Мы считаем, что на счет самой УК должны поступать только деньги за ее услуги: уборку подъезда, текущий ремонт и так далее. А оплата за воду должна зачисляться на счета водоканала, за отопление – теплоснабжающей компании. Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие, с рынка уйдут УК, заинтересованные не в управлении недвижимостью, а в обороте денежных средств.

Если говорить глобально, то, когда ресурсоснабжающие организации начнут свое-временно получать весь объем платежей, они смогут и больше средств направлять на модернизацию сетей, что скажется на росте качества предоставляемых ими услуг.

Здесь стоит отметить, что для собственников нововведение не потребует дополнительных действий: ни заключения договора, ни усложнения процедуры оплаты. Одновременно с переходом на прямые расчеты будет внедрен единый платежный документ, который соберет все платежи за ЖКХ.

– И последний вопрос. Насколько в этом году вырастут тарифы на свет, газ, тепло и воду? Когда планируются повышения?

– На федеральном уровне создан эффективный механизм защиты граждан от роста тарифа при помощи установления предельного индекса роста совокупной платы за коммунальные услуги. Так, в первом полугодии 2017 года повышения не будет совсем, а во втором, в июле, рост составит в среднем 4% по стране, что ниже уровня инфляции. Установленный порог в 4% – это некий баланс, направленный на защиту населения и поддержку развития инфраструктуры.

Кроме того, сейчас завершается переход на долгосрочное тарифное регулирование: устанавливается тарифная формула на срок не менее 3 лет, что обеспечивает гарантию возврата вложенных средств для инвесторов, а для населения – понятную прогнозируемую динамику изменения тарифов и установку для всех ресурсоснабжающих компаний целевых показателей повышения качества и надежности предоставления услуг. Так, и в 2014-ом, и в 2015-ом, и в 2016 году тарифы за жилищно-коммунальные услуги не превышали инфляции. При этом была введена жесткая и прозрачная процедура «преодоления» ограничений в отдельных муниципалитетах взамен на новую услугу или инвестиции в качество, при согласии местных депутатов. То есть если появляется новая услуга например, централизованное водоснабжение и водоотведение, которые до сих пор есть не во всех наших городах, то платежка, конечно, вырастет. Раньше люди просто не платили за воду и канализацию, а теперь будут.

Специально для журнала «КС»

КС№1(39) 2017 г.

 

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер