Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Строительство | Инновации для российских железных дорог

Строительство

Инновации для российских железных дорог

3143vnut50

3143vnut51

В преддверии Дня железнодорожника расскажем о крупных проектах, которые сегодня реализует ОАО «РЖД», новых технологиях проектирования и строительства объектов, планах компании по развитию железнодорожной сети России.

Ключевые проекты

ОАО «РЖД» с 2013 года реализует комплекс первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Его целью является ликвидация «узких мест» на железных дорогах Забайкалья и Дальнего Востока для обес
печения дополнительного объема перевозок грузов российских компаний к 2020 году (до 66,8 млн. тонн в год к уровню 2012 года).

Общая стоимость мероприятий составляет 562,4 млрд. рублей, в том числе 302,2 млрд. рублей – за счет средств ОАО «РЖД», 110,2 млрд. рублей – за счет средств федерального бюджета, 150 млрд. рублей – за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В настоящий момент осуществлено 42% от запланированного объема финансирования проектов Восточного полигона.

Всего в период с 2013 по 2016 годы выполнены работы по развитию и удлинению станционных путей (168 км), построено 199 км вторых путей, модернизировано и реконструировано 4 139,6 км, уложено 1 666 комплектов стрелочных переводов.

При этом в период с 2013 по 2016 годы были введены в постоянную эксплуатацию вторые пути на 6 перегонах, 2 двухпутные вставки, 17 разъездов, реконструировано и построено вновь 23 станции, 3 тоннеля, 33 тяговых подстанции, 13 мостов, 10 жилых домов.

В 2017 году запланированы к реализации 693 объекта на общую сумму 95,8 млрд. рублей.

В текущем году планируется выполнить модернизацию 902,2 км железнодорожного пути, ввести в эксплуатацию 21,3 км контактной сети, 31 объект электроснабжения,
1 тяговую подстанцию, 69,1 км станционных путей, 44 км вторых путей, 5,7 км автоматической блокировки, 191 стрелочный перевод, 5 объектов локомотивного хозяйства.

С 2007 года ОАО «РЖД» реализует проект по развитию участка Тобольск – Сургут – Коротчаево Свердловской железной дороги. Его цель – обеспечение вывоза грузов ОАО «НОВАТЭК» со ст. Лимбей в объеме 12 млн. тонн с 2018 года. Проект предусматривает строительство сплошных вторых путей на участке Тобольск – Сургут и 14 разъездов на участке Сургут – Коротчаево.

С начала строительства в 2007 году введено в эксплуатацию более 260 км новых путей.

Общая стоимость проекта, предусматривающего строительство 392,34 км главных и станционных путей, в соответствии с обоснованием инвестиций, составляет 41,3 млрд. рублей.

Инновации в действии

В настоящее время инженерные изыскания проводятся с использованием самого современного оборудования, с цифровой топосъемкой и созданием цифровой модели местности, на ее основе – построением цифровой модели пути. Данная технология позволяет производить автоматизированную постановку пути в проектное положение, которое в процессе эксплуатации уже не меняется, все отклонения ликвидируются при планово­предупредительной выправке пути.

Специалисты АО «Росжелдорпроект» разрабатывают для ОАО «РЖД» проектную документацию с использованием автоматизированных систем проектирования – как имеющихся на рынке, так и собственной разработки. К таким системам относятся САПР КРП (проектирование железнодорожных путей на станциях и перегонах; в текущем году выходит новая версия программы САПР ЖД), КАСПР (проектирование систем централизации и блокировки), САПРКС (проектирование контактной сети и устройств энергоснабжения). Все эти программные продукты являются интеллектуальной собственностью АО «Росжелдорпроект», что подтверждено соответствующими охранными документами. Наличие данных САПРов не исключает применение в проектировании зарубежных программных средств, адаптированных к требованиям российских норм и имеющих сертификат. Так, например, ряд филиалов общества при проектировании железнодорожных мостов использует программное обеспечение компании «Бентли». Широко применяются программные продукты компании Autodesk – Revit и Civil 3D.

Инженеры активно применяют инновационные технологии и проектные решения при проектировании объектов железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД». По железнодорожному пути предусматриваются такие инновационные конструкции, как:

– защитные подбалластные слои из щебеночно­песчано­гравийной смеси, армированные геосинтетическими материалами;

– участки переходного пути с переменной жесткостью на подходах к искусственным сооружениям;

– армогрунтовые конструкции для укрепления неустойчивых склонов и откосов земляного полотна;

– системы гидроизоляции балластных корыт со сроком службы, близким к нормативному сроку службы пролетных строений, но не менее 35 – 40 лет;

– бесстыковой путь с рельсовыми плетями длиной до перегона, а также высокопрочные изолирующие стыки.

По устройствам систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) предусматриваются важные инновационные технологии, ранее не применявшихся на сети российских железных дорог, в частности, системы интервального регулирования с новыми функциями на основе микропроцессорной системы АБТЦ­МШ.

В качестве средств сигнализации и интервального регулирования применяются автоматическая локомотивная сигнализация (АЛСО) и система многозначной автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛС­ЕН) с подвижными блок­участками на перегонах и станциях, фактическая длина которых изменяется в зависимости от количества свободных рельсовых цепей за впередиидущим составом. Применение АЛСО с подвижными блок­участками позволяет снизить величину межпоездного интервала на 15 – 20% по сравнению с автоблокировкой с фиксированной длиной блок­участков, а при использовании многозначной автоматической локомотивной сигнализации типа АЛС­ЕН становится возможным сблизить поезда на минимально возможное по условиям безопасности движения расстояние путем плавного снижения значения допустимой скорости.

По хозяйству электрификации и электроснабжения также внедряются современные технологичные решения. Тяговые подстанции (ТП) постоянного тока проектируются и строятся по варианту «цифровой ТП», т. е. все защиты присоединений (фидеры тяговые, РУ 6 (10, 20) кВ различных функций, собственные нужды) выполняются на микропроцессорных защитах или управляющих контроллерах.

Внедряется новое современное оборудование ТП:

– малогабаритные выкатные ячейки РУ­3,3кВ с одним выключателем ВАБ­206­4000/30­Л­7 УХЛ4 на присоединение;

– выпрямители типа В­МПП­Д­1,6к­3,3к УХЛ4 с уменьшенными потерями (один диод в плече) и уменьшенными вдвое габаритами;

– сухие тяговые трансформаторы с напряжением сетевой обмотки 20 кВ типа ТРСЗП 12500/20 ЖУХЛ, сухие трансформаторы собственных нужд и СЦБ;

– инфракрасные обогреватели для обеспечения температурного режима помещений тяговой подстанции;

– запроектировано применение инверторов на трех из пяти тяговых подстанциях (во втором этапе строительства).

Предлагаются проектные решения с применением светодиодного освещения:

– станций с использованием ригелей и высокомачтовых осветительных установок (ВОУ);

– остановочных пунктов и транспортно­пересадочных платформ.

Более 450 миллиардов на развитие

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2017 год запланирована в объеме 459,5 млрд. рублей.

Значительная часть инвестиций в 2017 году направлена на реализацию проектов, имеющих общегосударственное значение и связанных с выполнением поручений Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации, реализация которых осуществляется с участием государственной поддержки.

В 2017 году будут продолжены работы по проектам модернизации БАМа и Транссиба, комплексной реконструкции участка Междуреченск – Тайшет, развитию Московского транспортного узла, обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово­Черноморского бассейна, строительству железнодорожной линии Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск (новая железнодорожная линия на направлении Журавка – Миллерово), строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань».

Указанные мероприятия имеют высокую бюджетную эффективность и положительно влияют на экономику страны в целом, включая загрузку строительных мощностей, создание новых рабочих мест.

В 2017 году также продолжается реализация проектов по развитию пропускной способности, в том числе: по реконструкции участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород, развитию участка Тобольск – Сургут – Коротчаево, реконструкции и строительству искусственных сооружений, строительству вторых путей, развитию сортировочных станций.

В рамках реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2017 году осуществляется реализация проектов в целях обеспечения безопасности перевозочного процесса: в том числе мероприятия по обновлению устройств автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения, обновлению основных фондов локомотивного хозяйства.

Реализация данных проектов направлена на эффективное развитие железнодорожных линий, снижение издержек инфраструктуры, повышение возможностей для создания новых перевозочных и логистических продуктов (скорость, надежность оказания услуг инфраструктуры, повышение провозных способностей).

Материал предоставлен ОАО «РЖД»

АиС №3(143) август 2017

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер