Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Строительство | О.А. ХИЛЬКО: Кризис прошел, выводы не сделаны

Строительство

О.А. ХИЛЬКО: Кризис прошел, выводы не сделаны

О качестве выполнения строительно­монтажных работ на объектах капитального строительства на территории Омской области по итогам работы Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области за 6 месяцев 2011 г.

HilkoПовышение качества проектирования, строительства, производства строительных материалов, конструкций, изделий и инженерного оборудования зданий и сооружений является одной из важнейших проблем инвестиционно – строительного комплекса. К сожалению, многочисленные факты свидетельствуют о низком качестве выполняемых строительно­монтажных, отделочных работ и работ по устройству систем инженерно­технического обеспечения и производимой продукции, что отрицательно сказывается на безопасности объектов и их потребительских свойствах. Это связано, в частности, с недостатками в техническом регулировании в строительстве, невысоким уровнем квалификации кадров, особенно рабочих, и другими факторами, среди которых особое значение имеет проблема построения эффективной системы качественного управления в строительном комплексе.
Анализируя результаты проверок, к сожалению, мы должны констатировать факт, что ожидаемого повышения качества строительных работ по итогам кризиса не произошло.
Застройщики утверждают, что требования со стороны покупателей и надзорных органов ужесточились, однако желание удешевить процесс строительства, используя дешевые материалы, неквалифицированную рабочую силу и изношенное оборудование, инструменты и технику, не улучшают качества строительства нового жилья. Тогда как рынок жилищного строительства заметно сузился и качество строительства и надежность застройщика сегодня становятся самыми важными факторами для покупателей.
Люди смотрят, за что платят деньги, какой продукт приобретают. И если работы по конструкционной надёжности зданий в большинстве случаев исполняются удовлетворительно, то т. н. уровень «бытового качества» вызывает значительную часть обращений (жалобы на неровную цементную стяжку под полы с ее трещинами, некачественную отделку квартир и т. п.).
Таким образом, в организациях застройщиков сохраняется образ мышления сданной в эксплуатацией «кубатурой», а не отдельно взятым «покупателем», то есть масштабом человека.musor
За этот аспект качества должна нести ответственность конкретная строительная организация, конкретный мастер, прораб, конкретный производитель работ.
Это имидж строительной организации. Как строительная организация гарантирует выполнение работ, такое отношение к ней и будет. Государство же должно контролировать, начиная от проектирования и до процесса эксплуатации объектов, вопросы безопасности зданий и сооружений.
Улучшение качества строительства является приоритетной задачей всего строительного комплекса Омской области. Только повышение качества на всех стадиях возведения объекта обеспечивает возможность нормального развития, как отдельной строительной организации, так и отрасли в целом.
Для этого необходимо:
1. Участие всего персонала строительной организации от руководителя до рабочего в работе по повышению качества строительства.
2. Организация и проведение контроля качества СМР на всех этапах строительства.
3. Систематическое обучение и повышение квалификации всего персонала, начиная от руководителя и заканчивая рабочим
4. Постоянная работа с поставщиками строительных материалов, конструкций и изделий, а также с потребителями строительной продукции с целью ее улучшения.
5. Проведение широкой разъяснительной работы, повышения уровня сознания специалистов, рабочих относительно значимости обеспечения качество строительства объектов.
6. Анализ причин возникновения дефектов и нарушений технологических процессов, и недопущение их повторений.
Повышение качества строительства не может происходить без квалифицированных рабочих. Все меньше и меньше приходит людей в строительство на рабочие специальности. Их места занимают неквалифицированные гастарбайтеры, причем уже не такие дешевые, как это было раньше. Происходит вымывание местных кадров и замещение практически на бесконкурсной основе рабочими из ближнего зарубежья.
Таким образом, нельзя говорить о качестве, без кардинального улучшения ситуации с квалификацией рабочих на строительных площадках. И здесь должен использоваться потенциал системы саморегулирования, чтобы определить потребности рынка в квалифицированной рабочей силе, сориентировать на них образовательную систему и обеспечить эффективное взаимодействие всех элементов системы подготовки рабочих кадров для строительства.

Строительный контроль

Немаловажное значение в повышении качества строительства объектов капитального строительства отводится строительному контролю со стороны застройщиков и самих строительных организаций, предусмотренному статьей 53 Градостроительного Кодекса РФ.
Строительный контроль является многоуровневой интегрированной системой и включает в себя ряд организационных мероприятий и процедур, обязательных к выполнению на всех этапах (стадиях) строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства: контроль качества выполнения работ, строительных материалов, конструкций, изделий, степень соответствия контролируемых физико­механических, геометрических и других показателей требованиям проектной документации, проверку правильности оформления исполнительно­технической документации, контроль устранения выявленных несоответствий при выполнении строительно­монтажных работ, входной контроль за соответствием показателей качества материалов, конструкций и изделий, лабораторных испытаний.
Во многих организациях такие службы строительного контроля отсутствуют, а в тех в которых он создан, не выполняет в полном объеме возложенные функции. Это подтверждается проводимыми проверками специалистами Главного управления, в ходе которых проверяемые строительные организации документально не подтверждают факты проводимых строительным контролем проверок. Это не фиксируется и в журналах производства работ. Поэтому у будущих собственников квартир и возникают многочисленные обращения в различные надзорные органы на низкое качество строительства, низкую строительную готовность предъявляемых заказчиками к вводу в эксплуатацию объектов, особенно жилых домов. Кроме этого, строительные организации, при обращении к ним собственников квартир по вопросам устранения дефектов допущенных в процессе строительства, не реагируют и своевременно их не устраняют, вынуждая последних писать жалобы о помощи в различные инстанции. Все это подрывает имидж организаций на строительном рынке.

Маломобильные группы населения

В 2001 году Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно­коммунальному комплексу был принят СНиП 35­01­2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
На большинстве объектов, в том числе жилых домах, данные требования СНиП застройщиками не выполняются, проектные организации закладывают данные требования только в проектах благоустройства и подхода к дверям подъездов. Таким образом, инвалиду подняться на площадку 1­г этажа, преодолеть 5 и более до 10 ступеней не представляется возможным.
Причина здесь одна, это устарелая номенклатура изделий заводского изготовления, не отвечающая современным требованиям, в том числе и связанная с маломобильными группами населения.
Проектным организациям необходимо в этом плане на начальном этапе проектирования принимать при возведении объектов такие проектные решения, которые способствовали бы беспрепятственному передвижению людей с ограниченными возможностями.

zabit_ventkanalАвторский надзор
Основной массой заказчиков (застройщиков) договоры на проведение авторского надзора просто не заключаются. В результате этого застройщиками в процессе строительства допускаются изменения утвержденных проектных решений, генподрядными организациями снижается качество выполнения работ на всех этапах строительства, включая отделочные работы, сантехнические, кровельные, благоустроительные и другие, что в конечном итоге порождает многочисленные жалобы жильцов в различные инстанции, в том числе и надзорные на неудовлетворительные условия проживания.
В связи с этим Главное управление считает необходимым обратить на это внимание застройщиков (заказчиков) и пересмотреть подходы по этому вопросу.

Благоустройство

Немаловажным вопросом при вводе объектов в эксплуатацию является выполнение благоустройства прилегающих территорий.
Данному вопросу заказчики (застройщики) и непосредственные исполнители уделяют недостаточно внимания. Поэтому, часто допускаются нарушения требований проекта и технических регламентов, а именно: недостаточно и некачественно производится уплотнение оснований и покрытий для устройства отмосток по периметру зданий, оснований и асфальтобетонных покрытий проезжих частей, пешеходных тротуаров, с нарушениями и на неуплотненное основание устанавливаются бортовые камни, низкого качества применяются щебень, асфальтобетонная смесь, не осуществляется расклинка верхнего слоя щебеночного основания, не выдерживаются проектные уклоны для стока дождевых вод и от таяния снега и другие нарушения.naplyvy_rastvora
Эти нарушения приводят к быстрому разрушению отмосток, пешеходных тротуаров и проезжих частей, проседанию бордюрных камней.
Устройство газонов также допускается с нарушениями. Черный грунт засыпается на неубранный строительный мусор и непроектной толщины. Малые архитектурные формы при благоустройстве жилых домов устанавливаются примитивные и невзрачные, и не соответствуют современным требованиям.
Главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области в цифрах и фактах
По состоянию на 1 июля 2011 года в Главном управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее – Главное управление) зарегистрировано 418 объектов капитального строительства, в том числе:
– 176 многоквартирных жилых дома, с общей площадью 1,892 мил. квадратных метров, из них 89 (50,6%) строящихся жилых домов, с общей площадью 930,02 тыс. квадратных метров и 87 (49,4%) многоквартирных домов приостановлено и не начато строительством с общей площадью 961,98 тыс. квадратных метров;
– 242 объекта СКБ: из них – 81 строящихся (33,5%), приостановлено и не начато строительством 161 (66,5%) объектов.
За 1 полугодие 2011 год специалистами управления государственного строительного надзора Главного управления проведено 338 проверок, из них 219 плановых проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации и 119 внеплановых проверок соблюдения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов.
В результате проведенных проверок было выявлено 719 нарушений требований технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, допущенных строительными организациями.
Заказчикам (застройщикам) допустившим нарушения при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, специалистами управления государственного строительного надзора Главного управления было выдано 117 предписаний об устранении выявленных нарушений.
За допущенные нарушения требований технических регламентов и проектной документации Главным управлением составлено 176 протоколов об административных правонарушений, из них:
– предусмотренных ст. 9.4 КоАП – 91;
– предусмотренных ст. 9.5 КоАП – 64:
– предусмотренных ст. 9.16 КоАП – 1;
– предусмотренных ст. 19.5 КоАП – 20.
В отношении лиц, допустивших нарушения при строительстве, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, применены меры административного воздействия в том числе:
– административное приостановление деятельности – 4;
– административные штрафы – 147, сумма наложенных штрафов – 3302 тыс. руб.
За 6 месяцев 2011 года Главным управлением выдано 52 заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.
Специалистами управления государственного строительного надзора Главного управления за истекший период были рассмотрены и подготовлены ответы на 632 обращения физических и юридических лиц. По всем письмам, заявлениям и обращениям приняты необходимые меры и подготовлены ответы в установленный срок.

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти