Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Строительство | Специально для журнала «Архитектура и строительство» «Большой»

Строительство

Специально для журнала «Архитектура и строительство» «Большой»

От редакции:

Уважаемые читатели! Мы продолжаем серию публикаций, посвящённых проектированию и строительству знаковых объектов, возводимых НПО «Мостовик». Напомним – Мировым порталом недвижимости мост «Русский» на Дальнем Востоке и Большая ледовая арена в Сочи были признаны лучшими объектами 2012 года в России.

bolshoiТехнические характеристики:

Площадь застройки – 52511,7 кв. м

Общая площадь здания – 96115 кв. м

Общая площадь здания (ниже 0.000) – 48869 кв. м

Общая площадь здания (выше 0.000) – 47246 кв. м

Строительный объем – 969898,83 куб. м

Строительный объем (ниже 0.000) – 390952 куб. м

Вместимость – 12 000 мест

Габариты здания в границах купола

(на отм. 0.000) – 193 м на 142 м

Белоснежный «Большой» как архитектурный и дизайнерский объект одновременно бесконечно сложен и поразительно прост. Настоящий шедевр, он не просто современен, в нем есть что­то от будущего.

В 2007 году Россия представила Международному олимпийскому комитету Заявочную книгу – главный документ города­кандидата, в котором изложена концепция Игр. В частности, представлена планировка Олимпийского парка и предложены архитектурные решения спортивных объектов.

Согласно Заявочной книге здание Большой ледовой арены для хоккея с шайбой должно быть решено одним объёмом, стоящим на искусственном холме, и иметь в плане размеры примерно 190 на 140 метров. При этом проектировщикам следовало реализовать мощный художественный образ – выполнить арену в виде пасхального яйца Фаберже.

Работая над эскизами, архитекторы НПО «Мостовик» привели арену к форме, заданную строгой формулой. Здание стало геометрическим телом – эллипсоидом. Это не яйцо и не произвольно нарисованная обтекаемая фигура, а сфера, которая как бы сжата в трёх направлениях.

Проектная группа отказывается от буквального исполнения яйца Фабреже с его пёстрой ячеистой структурой. Эллипсоид становится белым и гладким, как лед. Застывшая капля росы – чистая, полупрозрачная, чуть побелённая изморозью – идеальный образ для ледовой арены, соответствующий сути хоккейного дворца.

– Любой знаковый объект помимо функциональности должен содержать образ и нести важную смысловую нагрузку. Так родилась идея застывающей жемчужной капли сложной эллиптической формы, потому что сама арена, в основном предназначенная для зимних видов спорта, расположена на берегу незамерзающего моря. Для нас было важно, чтобы по своим инновационным решениям она действительно стала «жемчужиной» Олимпиады и в целом Сочи, – прокомментировал заместитель руководителя департамента строительства олимпийских спортивных объектов НПО «Мостовик» Андрей УСТИНОВ.

Идея роскошного ювелирного изделия, воссозданного в стекле и металле, реализована в совершенно ином качестве. Фасад Большой ледовой арены, плавно переходящий в кровлю, стал огромным экраном. В поверхность купола встроено 38 тысяч светодиодных модулей. Они способны передать любое графическое изображение, тем самым в считанные секунды изменить облик арены. Жемчужно­белая поверхность эллипсоида после заката превращается в медиафасад, на котором лучи света нарисуют любое изображение.

У «Большого» нет той агрессивной спортивной стилистики, какую можно было ожидать у главной хоккейной арены. Экспрессия выражена в безупречной естественной форме, мягкой пластике сильных линий. Обтекаемый силуэт «Большого», одного из самых крупных сооружений Олимпийского парка, отличается лёгкостью. Арена как бы приподнята над поверхностью земли, парит над ней и растворяется в пейзаже.

Главным вопросом стал поиск границы между стеклянной и непрозрачной частью оболочки эллипсоида. Учтено расположение видовых точек, освещённость объекта, его ориентация в пространстве, особенности интерьера арены и, конечно, эстетическая составляющая. В итоге, остекление занимает около четверти площади эллипсоида и в пиковой точке доходит до высоты 22 метра, делая проницаемой границу между внешним пространством и внутренним объёмом арены.

– Философия внутреннего пространства ледового дворца основывается на сочетании эстетики и функциональности дизайна – лёгкого, без лишних вычурных деталей, – поясняет главный архитектор проекта департамента проектирования олимпийских спортивных объектов НПО «Мостовик» Никита ЦЫМБАЛ. – Зрители почувствуют это уже в кольцевом фойе – просторном многоуровневом вестибюле, расположенном вокруг спортивного зала. Здесь размещены кафе, кабинеты медицинской помощи, выходы на трибуны, лестницы, лифты и пандусы. Фойе выполнено в ахроматических цветах: серый гранитный пол, белые стены и колонны, стеклянные ограждения галерей.

Три верхние обходные галереи в фойе построены как внутренние балконы или антресоли. По периметру галерей смонтировано ограждение безопасного безосколочного стекла, на которое нанесён орнамент в виде растрового изображения белого цвета.

Интерьер главного зала решён на сочетании двух цветовых компонентов: рубиново­красного, бордового и серого – как фона, на котором выделены главные элементы.

Доминанты – ледовая площадка, медиакуб и зрительские кресла. Наиболее объёмный элемент – трибуны, которые заполняют почти всё пространство арены.

При этом самые притягательные для взгляда объекты – это, конечно, ледовая площадка, эпицентр спортивной борьбы, и медиакуб, всевидящее око повторов, подсчёта очков, трансляции острых моментов.

Пространство арены оптически увеличивается, как бы выгибается к центру и фокусирует внимание на ледовой площадке. Такой визуальный эффект создаётся за счёт игры с цветом обивки зрительских кресел: первые ряды самые светлые, и чем выше – тем темнее они становятся.

Распределение цветов по трибунам неравномерное: среди кресел одного оттенка в случайном порядке встречаются более светлые или темные сиденья.

«Большой» спроектирован и построен как многофункциональный спортивный дворец и развлекательный комплекс. В считанные часы хоккейная ледовая арена может быть трансформирована в боксерский ринг, а затем также легко – в концертный зал.

Объект уже был протестирован в рабочем режиме при полной зрительской загрузке: 7 февраля 2013 года здесь состоялась феерическая церемония празднования одного года до начала зимних Олимпийских игр.

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер