Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Строительство | НПО «Мостовик» Объединяя лучшее!

Строительство

НПО «Мостовик» Объединяя лучшее!

Вниманию участников и посетителей MosBUILD 2013. Специально для журнала «Архитектура и строительство»

Часть 1. Мост на остров Русский

2012_03_18_8033Мостовые переходы всегда имели для человечества сакральное значение. Объединяя континенты, страны, народы, идеи – они превратились в сосредоточение уникальных архитектурных и технических решений, символ мощи и статуса государства. И тот, кто способен проектировать и строить мосты, может строить всё.

Сегодня НПО «Мостовик», в котором работает свыше 20 тысяч человек, вошёл в тройку крупнейших проектно-строительных организаций страны. Компания со столь судьбоносным именем давно вышла за пределы узкой специализации мостостроения и сейчас органично объединяет в себе не только высококвалифицированные подразделения изыскателей, конструкторов, архитекторов, проектировщиков, строителей всех специальностей, производственников, но и флагманские мегастройки новой России. Вантовый мост на о. Русский, спортивные и транспортные объекты к Олимпиаде Сочи 2014 года – в комментариях к большинству объектов НПО «Мостовик» уже стало доброй традицией добавлять – «не имеющие аналогов».

Поводом для публикации стал рейтинг восьми самых важных и интересных архитектурных сооружений России 2012 года по версии Мирового портала недвижимости, в который попали сразу два объекта НПО «Мостовик»: мост на остров Русский через пролив Босфор Восточный во Владивостоке и ледовый дворец для хоккея с шайбой «Большой» в Сочи.

Сегодня мы представляем историю создания моста на остров Русский.

Мост Русский – самый крупный вантовый мост в мире

Российское Приморье рассчитывает вырасти в нового восточного «Дракона», по аналогии с Тайванем, Шанхаем, Гон-Конгом и Сингапуром. Саммит АТЭС и новый уникальный мост задали определённый масштаб этому социально-экономическому проекту.

Технические характеристики мостового перехода:

- Общая длина моста – 1 885,53 м.
- Общая протяжённость с эстакадами – 3 100 м.
- Длина вантового руслового пролёта – 1 104 м.
- Высота пилонов – 324 м.
- Ширина проезжей части – 23,8 м.
- Ширина мостового перехода – 25,96 м.
- Подмостовой габарит – 70 м.
- Количество вант – 168 шт.
- Самая длинная/короткая ванта – 580/135 м.
Заказчик: ФДА «Росавтодор».
Заказчик-застройщик: ФКУ «ДСД «Владивосток».
НПО «Мостовик»: автор проекта, разработчик рабочей документации, подрядчик строительства половины мостового перехода со стороны п-ва Назимова. Проект разработан совместно с ЗАО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург».

Генеральный подрядчик: «УСК «Мост».

Впервые о транспортной связке города с островом Русский заговорили ещё 100 лет назад. Островная территория всегда рассматривалась как резерв роста Владивостока, а для этого необходима была быстрая и надёжная связь острова с материком. На протяжении многих лет к острову Русский проектировщики пытались подобраться разными способами. Понтонные, арочные, вантовые, подвесные, ферменные, балочные, комбинированные… Множество вариантов проекта мостового перехода на остров Русский через Босфор Восточный, различавшихся по сложности, стоимости, маршруту, конструктивным решениям так и остались нереализованными в силу разных обстоятельств. Стимулом к реализации проекта стало решение о проведении в столице Приморья саммита стран АТЭС в 2012 году.

Валерий КУРЕПИН, к.т.н., ГИП, начальник отдела проектирования больших мостов НПО «Мостовик»: К проектированию моста на остров Русский мы приступили летом 2007 года. На первом этапе необходимо было определиться с выбором створа моста. Подробно рассмотрены и проанализированы три варианта места расположения мостового перехода. Все они прошли строгое тестирование не только на соответствие технико-экономических показателей с учётом характеристик мостового перехода, но и проблем, связанных со строительством автодорог-подходов к мосту, перспектив развития транспортной инфраструктуры города в целом.

Нюансов много, но основными критериями при выборе трассы мостового перехода стали минимизация затрат на строительство и снос зданий, минимизация ущерба окружающей среде. Плюс, у нас были жёсткие требования как военно-морского, так и гражданского флота, по которым в месте строительства моста расстояние между опорами должно быть не менее 950 метров, ширина судового хода – 450, высота центрального пролета над зеркалом воды – 70 метров, обусловленная максимальной высотой морских судов над ватерлинией. Первый вариант «тянул» на огромные затраты, связанные со сносом зданий, попадающих в зону строительства, и расселением жителей. Третий был несколько дороже второго и при этом не решал проблемы быстрой транспортной коммуникации острова Русский с остальной частью города.

С учётом требований флота, условий геологии и рельефа дна в месте строительства моста длина цент-рального пролёта должна составлять не менее 1100 метров. Такой пролёт можно перекрыть с использованием только двух мостовых систем: висячей и вантовой.

Два разработанных варианта висячего моста с центральными пролетами 1200 и 1300 метров уступили проекту с вантовой системой прежде всего по стоимости, обусловленной затратами на приобретение и монтаж несущего кабеля. Вантовый мост обходился дешевле на сумму от 8 до 17 процентов общих затрат. Кроме того, сооружение висячего моста заняло бы от 50 до 53 месяцев, что не соответствовало заданному сроку сдачи моста к саммиту АТЭС.

Приступив к проектированию в июле 2007 года, уже в феврале 2008-го вся проектно-сметная документация на строительство, включая специальные технические условия, в полном объёме была передана на рассмотрение Главгосэкспертизы России. Спустя три месяца проект получил положительную оценку высокой комиссии и рекомендован к утверждению заказчиком – администрацией Приморского края.

Учитывая высокую сложность решённых на стадии проектирования задач, можно говорить о рекорде омских инженеров: проект выполнен в сжатые сроки – всего за 8 месяцев, притом что в мировой практике на эту работу отводится не менее двух лет. Срок сдачи проекта заказчику с положительным заключением государственной экспертизы был обозначен июнем 2008 года. Проектировщики «Мостовика» не только эти сроки выдержали, но и сумели выполнить все проектные работы досрочно.

Мосты требуют к себе особого внимания, тем более мост на остров Русский в силу его уникальных инженерных характеристик, требований безопасности и эксплуатационной надёжности. Сооружение такого уровня и масштаба потребовало поиска инновационных инженерных решений. И они были найдены.

Все конструктивные решения моста проектировщики максимально адаптировали к эксплуатации в сложных климатических условиях Приморья, где субтропическое лето сменяется резкоконтинентальной зимой со штормовыми ветрами. Под воздействием ветра, сейсмики, движущегося транспорта сооружение естественным образом откликается колебаниями. С ними борются разными способами, и один из них – демпфирование, то есть использование специальных устройств – демпферов, которые эти колебания гасят.

Проект учитывает применение целого комплекса антисейсмических устройств, которые защитят мост, от возможных землетрясений. Это и специальные деформационные швы, выдерживающие большие продольные перемещения пролётного строения, гидравлические демпферы на переходных опорах, способные рассеивать энергию при больших перемещениях.

В ряду технических решений нового поколения применение технологий высокоточного изготовления и сборки металлоконструкций, гарантирующих идеальную геометрию при монтаже центрального пролёта с погрешностью в диапазоне не более 3 мм, а также использование высокопрочного бетона класса В60, способного воспринимать нагрузку на сжатие 800 килограммов на квадратный сантиметр.

На «Русском» мосту впервые применены высокотехнологичные компактные ванты. Усовершенствованная вантовая система PSS с более плотным размещением стрэндов и оболочкой меньшего диаметра позволяет на 25-30% уменьшить величину ветровой нагрузки. В случае повреждения всю ванту менять не придётся, можно заменить лишь стрэнд, причём в короткие сроки, без остановки движения транспорта и с наименьшими трудозатратами.

Чтобы продлить строк службы вантовой системы, защитить их от воздействия сильнейших ветровых нагрузок, использована система гашения колебаний вант, разработанная французской компании Freyssinet, выполненная, в том числе, с использованием новейших разработок немецкой фирмы Maurer, – полуактивных демпферов.

Ещё одно ноу-хау «Русского» – современная автоматизированная система мониторинга. Система мониторинга рекомендована для всех объектов, относящихся к категории уникальных. Применяются системы мониторинга при строительстве высотных зданий, для анализа состояния памятников культурного наследия, внедряются на мостах с большими пролётами. На «Русском» мосту система мониторинга комплексная. Она осуществляет контроль состояния строительных конструкций, в автоматизированном режиме управляет дорожным движением – управляет шлагбаумами, светофорами, знаками, табло переменной информации, а также обеспечивает безопасность объекта. Такая интегрированная система мониторинга для мостовых сооружений в России реализована впервые и в перспективе, возможно, станет эталоном для следующих объектов.

Уже на стадии строительства проектом было предусмотрено использование системы контроля состояния конструкций моста: группы специальных датчиков для определения напряжённо-деформированного состояния конструкций, определения пространственного положения – спутниковые приемники ГЛОНАСС/GPS, для определения метеоданных – автоматические метеорологические станции и отдельно стоящие датчики скорости и направления ветра, датчики температуры. На основании данных мониторинга инженерами разработана система, позволяющая определить влияние внешних воздействий на конструкции моста в непрерывном режиме. Решение геодезической задачи, а именно: получение координат контрольных точек с заданной высокой точностью в любой момент времени стало возможным при круглосуточной тесной работе инженеров отдела проектирования больших мостов НПО «Мостовик» с геодезическими службами подрядчиков. Обработанные инженерами данные строители использовали для ведения строительно-монтажных работ в соответствии с проектом и обеспечения точности при выполнении всех видов работ – вплоть до замыкания пролетного строения.

Валерий КУРЕПИН: Мост на остров Русский отличается от ранее построенных вантовых гигантов, моста Камнерезов и Сутонг, не только превышением параметров этих объектов, но и тем, что при ещё большей длине он значительно уже, т. е. более гибкий – только четыре полосы движения транспорта вместо шести в Гонконге и Китае. На мосту Камнерезов взаимное расположение пилона и пролётного строения (пилон посередине) привело к дополнительному уширению относительно длины пролёта. В нашем случае, получив рекордное соотношение высоты и ширины металлической балки жёсткости к длине пролета, мы все равно остались в допустимом безопасном диапазоне. Все основные аэродинамические характеристики – соотношение ВЫСОТЫ, ШИРИНЫ, углов ОБТЕКАНИЯ балки жёсткости – обеспечивают требования надёжности и безопасности. Это подтверждено авторитетными российскими и европейскими экспертами – датским институтом COWI, французской аэродинамической лабораторией CSTB и Центральным аэрогидродинамическим институтом имени Жуковского (ЦАГИ).

Вантовые мосты не только экономичны, удобны для навесной сборки и позволяют перекрывать большими пролётами значительные расстояния. Они эстетически привлекательны, создают впечатление лёгкости, изящности и прекрасно вписываются в ландшафт.

Несмотря на многотонность конструкции, вантовые мосты элегантны и вместе с тем дают ощущение силы и надёжности. При создании образа моста на остров Русский главный архитектор НПО «Мостовик» Александр ГАЦЕНКО посчитал главной задачей создание единого градостроительного ансамбля крупного технического сооружения и двух природных комплексов – острова Русский и полуострова Назимова. По мысли архитектора, образ моста – это образ огромного, как Россия, океанического корабля с двумя мачтами, на которых реет полотнище флага.

Зодчий предлагал сделать основой цветового решения моста белый и голубой. Тогда веер вант символизировал бы полотнище Андреевского военно-морского флага. Однако решение о том, какого цвета будет мост, было принято не сразу, а во время строительства и – на самом высоком уровне. Утверждено: основной цвет – светло-серый, жемчужный, обтекатели – синие. А вантовая конструкция повторяет цвета Российского флага: белый, синий, красный.

На восточной границе России взметнулся над проливом её триколор – государственный символ. Это не противоречит идее архитектора, наоборот, придаёт ей масштаб. Ещё один замысел относился к подмостовому пространству. Вот как он был сформулирован: «Важным и уникальным для проектируемого моста являются берега, они едины, как два мощных «кулака», через которые невозможно пройти «чужому». Берега, на которых истории и славы больше, чем где-либо в другом месте страны, – это военно-исторический музей под открытым небом. Образ береговых участков моста – образ залов главного музея страны – Эрмитажа. Опорам придана форма триумфальных арок. Ряд последовательно расположенных опор создаёт сквозную перспективу и придаёт парадную анфиладность. Попадая в подмостовое пространство или наблюдая со стороны, человек оказывается как будто в залах музея. Роль пола в этом музее выполняют отсыпанные в виде террас смотровые площадки. Пролётное строение моста выступает в роли потолка, а стены представлены в виде открывающихся с площадок живописных видов на пролив, бухты и залив. Большое количество исторических памятников и сооружений усиливает эффект пребывания в музее. И, действительно, проемы между опорами моста эстакады на полуострове Назимова вызывают ассоциацию с дворцовой анфиладой, где «комнаты» украшены живописными видами, созданными не кистью художника, а самой природой.

Красивая идея. Сомасштабный величественному пейзажу мост гармонично и символически соединил в своём образе красоту, прогресс, идею государственности.

Scientific Production Association “Mostovik”  is one of three the largest design and construction holdings of Russia. Specialists of Omsk association designed and built more than 800 objects in Russia and outside the  country. Annual volumes of construction and installation works are more than 45 billions of rubles. A  number of coworkers of the association including branches and subsidiary enterprises is more than 21 000 people. SPA “Mostovik” is a member of IABSE (International Association for Bridge and Structural Engineering). The reason of this publication is  the rating of eight the most important and interesting architectural constructions of Russia in 2012 according to the World Property Portal where one can find 2 objects of  Scientific Production Association “Mostovik” at once: the bridge on the island called Russki and Ice Palace in Sochi.

НПО «Мостовик» в цифрах и фактах

Специалистами омского объединения запроектировано и построено свыше 800 объектов в России и за её пределами. Годовые объёмы выполняемых СМР превышают 45 млрд. рублей.

Численность сотрудников объединения с учётом филиалов и дочерних предприятий – более 21 000 человек.

В составе предприятия 125 подразделений, 39 проектных подразделений – более 1000 человек, 24 строительно-монтажных управления. Завод металлоконструкций с уникальным для России технологическим комплексом, производительность – 50 000 т в год.

НПО «Мостовик» – член Международной научно-технической ассоциации IABSE (International Association for Bridge and Structural Engineering).

В 2011 году объединение признано победителем VI Международного конкурса на лучшую строительную, проектную организацию, предприятие строительных материалов и индустрии.

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти