Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Саморегулирование | Единая система аттестации: итоги внедрения и прогноз на 2012 год

Саморегулирование

Единая система аттестации: итоги внедрения и прогноз на 2012 год

1 ноября 2011 года разработанная Национальным объединением строителей Единая система аттестации (ЕСА) была переведена из режима внедрения в режим эксплуатации. 8 декабря в «Крокус-Экспо» (г. Москва), в рамках Дня саморегулирования в строительной отрасли, состоялась конференция «Система аттестации и профессиональная подготовка кадров в строительстве», на которой ЕСА была рассмотрена с различных точек зрения, подведены итоги этапа внедрения, а также обозначены перспективы развития системы.


nostroyС докладом об итогах внедрения Единой системы аттестации выступил первый заместитель руководителя Аппарата Национального объединения строителей Кирилл ХОЛОПИК. Напомнив присутствующим об истории вопроса, в частности, отметив, что в ноябре 2011 года завершено фактически в полном объёме формирование системы в части разработки тестов и программы технического обеспечения, докладчик подробно остановился на принципах, которые лежат в основе ЕСА: «Первый принцип – это взаимное признание аттестатов всеми саморегулируемыми и строительными организациями в Российской Федерации. Второй принцип – наличие единых требований и критериев для прохождения аттестации. Третий принцип – транспортная доступность. Члены СРО могут регулярно менять регионы, в которых они выполняют строительные работы. В силу этого ЕСА построена по принципу необходимости покрытия всей территории России.
Применить эти принципы на практике стало возможно благодаря так называемым центрам по тестированию. Если бы был выбран другой путь, когда аттестация проводится самой саморегулируемой организацией, этих принципов бы достичь не удалось, поскольку существует территориальный разрыв между местом нахождения строителей и офисом саморегулируемой организации. Ни у одной СРО не хватит ни сил, ни средств, чтобы полностью решить задачи по аттестации своих строителей собственными силами. Поэтому было принято единственно возможное решение, которое на начальном этапе подверглось серьёзной критике. Но практика показала, что принятое решение оказалось правильным. В итоге центры по тестированию осуществляют оценку знаний, а саморегулируемые организации на основе этой оценки принимают решения по поводу аттестации специалиста.
Если гражданин, претендующий на аттестацию, находится в статусе «не сдал тест», то решением СРО его можно перевести только в состояние «не аттестован». Если же он находится в статусе «сдал тест», то его можно перевести как в состояние «аттестован», так и «не аттестован». Решение принимает саморегулируемая организация. Если СРО по каким-либо причинам не доверяет центру по тестированию, она имеет право назначить контрольную оценку знаний – повторное тестирование.
Изученный нами международный опыт показывает, что контрольная оценка знаний заложена в системе правильно. К примеру, в Англии сдавший тест специалист может быть направлен на пересдачу – система случайным образом определяет процент аттестуемых, которым необходимо для подтверждения своих знаний пройти тест повторно. Я думаю, что со временем мы тоже к этому придём».
Также Кирилл ХОЛОПИК продемонстрировал состояние ЕСА в режиме реального времени. Он отметил, что соотношение «количество аттестатов на одного специалиста» на сегодняшний день непрерывно растет в связи с появлением новых тестов. Самыми популярными из них являются «Общестроительные работы», «Инженерные сети», «Организация строительства» и «Транспортное строительство». Традиционными же лидерами тестов являются тест 00106 «Монтаж и устройство бетонных, железобетонных, сборных бетонных, сборных железобетонных и монолитных конструкций» и тест 001 «Общестроительные работы».
Итогом выступления первого заместителя руководителя Аппарата НОСТРОЙ стал вывод о том, что Единая система аттестации состоялась и альтернативы этой системы в строительной отрасли на сегодняшний день не существует. В перспективе на ближайшие пять лет ожидается переход на ЕСА подавляющего числа саморегулируемых и строительных организаций.
О том, что такое Единая система аттестации, на практике СРО рассказал заместитель исполнительного директора НП «СРО «МОЖС» Алексей СТЕПАНЕНКО: «В своё время мы одни из первых присоединились к ЕСА, и положительные стороны системы удалось увидеть на раннем этапе.
Во-первых, специфика нашей СРО – железнодорожное строительство. В силу этой специфики члены НП СРО «МОЖС» расположены в 46 регионах России. Для такой межрегиональной организации – это самый оптимальный вариант ЕСА.
Во-вторых, замечательно, что НОСТРОЙ взял на себя и финансирование, и основную работу по созданию системы. Эти задачи с саморегулируемых организаций полностью сняты.
В-третьих, создан единый реестр специалистов – это очень удобно при переходе работника в другую организацию.
Отмечу, что в Санкт-Петербурге, в регионе, где ЕСА особенно подвергалась критике, на сегодняшний день из 25 СРО 16 присоединились к Единой системе аттестации».
Об обеспечении контроля качества вопросов-ответов в Единой системе аттестации рассказала Надежда ПРОКОПЬЕВА, начальник Управления профессионального образования Национального объединения строителей: «До сегодняшнего момента нашей основной целью было охватить все 294 вида работ из Приказа Минрегиона № 624. Для достижения этой цели нам понадобился год. Следующая цель – от количества перейти к качеству. Недавно нами была введена функция, согласно которой, если на один вопрос поступает больше 70% неправильных ответов – он направляется на актуализацию. Значит, этот вопрос нуждается в доработке или переработке. Также мы вводим экспертизу, причём некоторые виды работ проходят её дважды».
Темы качества ЕСА коснулся также проректор СГАСУ, член Комитетов по промышленному строительству и профессиональному образованию НОСТРОЙ Сергей ЛЫСОВ, озвучив доклад «Основные проблемы формирования качественной базы вопросов-ответов компьютерного тестирования»: «На сегодняшний день в целом идёт формирование коллектива разработчиков – это достаточно новая деятельность, и работа выносится на обозрение всего строительного сообщества, поэтому уровень ответственности весьма высок.
На начальном этапе произошёл отсев разработчиков. Далее пришлось столкнуться с проблемой, связанной с формированием неправильных ответов, а также с проблемой громоздкости вопросов и ответов. Здесь важно было не свести их содержание до банальности, когда сдать может каждый, но, с другой стороны, нельзя было создавать «заумные» вопросы-ответы, потому что эта система должна быть нормально воспринята и не вызывать отторжения претендентов на аттестацию. Я думаю, что этот деликатный момент на сегодняшний день удалось пройти.
Важная задача на перспективу – совместить в дальнейшем тестирование, аттестацию и повышение квалификации. Нужно, чтобы в период дальнейшего совмещения этих процессов вероятность положительных результатов при добросовестном отношении приближалась к максимально возможным показателям. Сейчас мы разрабатываем такую систему в ситуации отсутствия профессиональных стандартов.
Поэтому необходимо в кратчайшие сроки создать прочную базу профессиональных стандартов, исходя из которой будут четко сформулированы требования тому, что именно специалист должен знать, что уметь, чему его надо учить и по каким критериям проводить аттестацию. ЕСА – это живой организм, который должен постоянно совершенствоваться и развиваться».

Работа в ЕСА центров тестирования
Центры тестирования являются ключевым элементом Единой системы аттестации в части формирования единого реестра сведений об аттестации. Они принимают на себя основную нагрузку по вводу информации в программу ЕСА, а также обеспечивают компьютерную оценку знаний претендентов на аттестацию.
Для работы в программном обеспечении Единой системы аттестации каждый центр тестирования должен определить одного или более работников, которые будут выполнять функции оператора центра тестирования. Оператор центра тестирования в обязательном порядке должен пройти обучение работе в программном обеспечении ЕСА. Обучение проводится Национальным объединением строителей бесплатно в г. Москве (не реже 1 раза в месяц). Объявления о датах обучения размещены на сайте НОСТРОЙ в разделе «Объявления».

Ответственность центров тестирования
На центры тестирования возлагаются большие полномочия по организации работы в области аттестации. Им даётся также возможность заработать прибыль. Но при этом центры тестирования обязаны неукоснительно соблюдать требования Положения о ЕСА. В первую очередь, центры тестирования не должны допускать фиктивной оценки уровня знаний претендентов на аттестацию. В соответствии с пунктом 4.2 Положения о ЕСА центры тестирования осуществляют контроль за прохождением оценки уровня знаний претендента на аттестацию с тем, чтобы не допустить:
– прохождение такой оценки одним лицом за другого;
– оказания в каком-либо виде помощи претенденту на аттестацию в выборе правильного ответа.
За нарушение этого требования центр тестирования подлежит наказанию в форме лишения аккредитации. Особо жёстко будет пресекаться любая попытка организовать на системной основе торговлю аттестатами ЕСА, что возможно только в сговоре центра тестирования и саморегулируемой организации. В профессиональной среде строителей такой бизнес выявится быстро, и от системы ЕСА будут отлучены и центр тестирования, и саморегулируемая организация.
Центр тестирования отвечает за достоверность и полноту вносимой его оператором информации. Были отмечены случаи, когда операторы центров тестирования вместо фотографий или документа о согласии на обработку персональных данных вносили рисунки. Контроль за этим осуществляется вручную и автоматически (программным обеспечением ЕСА). При выявлении неоднократности подобных фактов у центра тестирования отключаются функции по работе в программе ЕСА до устранения недостатков. Были случаи, когда центры тестирования вместо направления своих операторов на обучение занимались самообучением, регистрируя в ЕСА несуществующих людей, фиктивно назначая им тесты. Это недопустимо и может повлечь аннулирование аккредитации.

Перспективы развития Единой системы аттестации
Нет сомнений, что Единая система аттестации должна и будет развиваться по всем направлениям:
- рост количества аттестованных лиц. Можно прогнозировать, что в реестре ЕСА в 2011 году будет 5000 аттестованных специалистов, в 2012 году – 50 000, в 2016 году – 500 000;
- охват городов России местами оценки знаний. Можно прогнозировать, что в 2012 году в ЕСА будет не менее 400 активно работающих центров тестирования во всех крупных и средних городах;
- увеличение числа присоединившихся СРО. Можно прогнозировать, что в 2012 году вне ЕСА останутся только т. н. «коммерческие СРО» с большим числом членов, но мизерным количеством работников у этих членов, и еще ряд маргинальных СРО, исповедующих политику изоляции от любых общих проектов;
- расширение видов аттестуемых специалистов.
В ближайшие годы возможно внедрение ЕСА в отношении рабочих специальностей;
- внедрение элементов должностной аттестации. Для этого сначала должны быть разработаны современные единые требования к строительным должностям. Такие требования могут появиться в единых профессиональных стандартах;
- в программно-техническом плане. Программа ЕСА будет непрерывно развиваться, увеличивая удобство пользования и окрытость информации о состоянии системы. Техническая часть будет меняться в направлении повышения надёжности работы и увеличения быстродействия.
Развитие Единой системы аттестации окажет существенную поддержку развитию системы технического регулирования в строительстве. Во-первых, при разработке тестов для целей компьютерной оценки знаний учёными выявляются пробелы и недостатки в документах технического регулирования, что используется при актуализации этих документов. Во-вторых, система контроля качества тестов, функционирующая в ЕСА, помогает выявить устаревшие строительные нормы, не соответствующие современным технологиям или не применяющиеся в практической деятельности. В-третьих, Единая система аттестации является эффективным механизмом распространения знаний о новеллах в техническом регулировании. Вслед за актуализацией документов технического регулирования следует актуализация тестов, поскольку процесс такой актуализации является непрерывным.
Внедрение ЕСА в учебный процесс позволит сократить существующий сегодня разрыв между знаниями, дающимися в учебных заведениях, и знаниями, которые требуются в практической деятельности строителя.
Единый реестр аттестованных специалистов строительного комплекса России позволит делать достоверные аналитические исследования, которые помогут точно оценивать кадровый потенциал строительной отрасли в целом и по регионам. Наличие таких данных поможет более грамотно планировать государственные управленческие решения, например, прогнозировать потребности в выпускниках тех или иных строительных специальностей.
Наконец, Единая система аттестации должна стать важным, а возможно, и важнейшим элементом обеспечения безопасности в строительстве. По мере развития Единой системы аттестации не исключено внедрение в стандарты саморегулируемых организаций (а может, и в законодательство) требования об аттестации не только минимального состава специалистов, заявляемых для получения допуска к строительным работам, а всех специалистов, участвующих в выполнении соответствующих работ на строительных площадках. Это приведет к тому, что опасные строительные работы станут выполнять только компетентные специалисты, знающие все требования в области безопасности строительства.
За декабрь 2011 г. среднедневные (включая выходные и праздничные дни) 
показатели работы ЕСА:
– количество запусков учебных тестов – 1390 (в ноябре 883);
– количество тестирований в центрах по тестированию – 187 (в ноябре – 135);
– количество выдаваемых аттестатов – 146 (в ноябре 56).
По состоянию на 31 декабря в ЕСА:
– выдано 8478 аттестатов;
– аттестовано 5660 специалистов;
– работает 111 центров по тестированию из 43 регионов РФ и Республики Беларусь (из 298 аккредитованных для работы в ЕСА);
– выдают аттестаты 55 СРО (из 148 официально подтвердивших присоединение к ЕСА).

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер