Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Саморегулирование | Госкомпании: выбор подрядчика по новым правилам

Саморегулирование

Госкомпании: выбор подрядчика по новым правилам

C.В. МАЦЕЛЕВИЧ, генеральный директор НП "СРО "Первая гильдия строителей"

Государство в нашей стране является крупнейшим заказчиком строительных работ. Процедура размещения законов на выполнение строительных работ госучреждениями детально (хотя далеко и не идеально) регламентировано законом «О госзакупках». 
Порядок же привлечения подрядчиков муниципальными и государственными унитарными предприятиями и корпорациями с госучастием не был определён, и они пользовались практически поMacelevichлной свободой в выборе хозяйственных партнёров.
Некоторые крупные госкорпорации как бы проводили тендеры, но попасть в число их участников для простого смертного было практически невозможно. Информация о тендерах была не доступна, порядок их проведения и определение победителя – не прозрачны. Большинство же госкомпаний выбирали себе подрядчиков и поставщиков по своему усмотрению, без какой-либо установленной процедуры их отбора.
Все меняет Федеральный закон от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», вступивший в силу 1 января 2012 года.
С 1 января 2012 года он будет распространяться на государственные корпорации, государственные компании, государственные унитарные предприятия, государственные автономные учреждения, хозяйственные общества, доля участия государства в которых в совокупности превышает 50%, а также на субъекты естественных монополий и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов.
С 1 января 2013 года под его действие подпадают дочерние хозяйственные общества, более 50% долей в уставном капитале которых принадлежит указанным выше юридическим лицам, а также дочерние хозяйственные общества таких дочерних хозяйственных обществ с совокупной долей участия более 50%.
С 1 января 2014 года нормами 223-ФЗ будет регулироваться деятельность автономных учреждений, созданных муниципальными образованиями, а также муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, доля участия муниципального образования в которых в совокупности превышает 50%, дочерних хозяйственных обществ, более 50% долей в уставном капитале которых принадлежит указанным в настоящем пункте юридическим лицам, а также дочерних хозяйственных обществ таких дочерних хозяйственных обществ с совокупной долей участия более 50% (если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования).
Данный закон обязывает все указанные организации осуществлять закуп товаров и привлечение подрядчиков, что волнует нас, как СРО строителей, гораздо больше, только в форме тендеров, информация о которых должна быть общедоступна и размещена в сети Интернет. Это принципиально изменит ситуацию в данной сфере.
В каждом регионе имеются сотни госкомпаний, тысячи их хозяйственных партнёров, которых коснутся эти изменения. Согласно оценкам годовой объём закупа товаров, работ, услуг госучреждениями, регламентированный законом 94-ФЗ, в целом по стране составляет 6 триллионов рублей. Это колоссальная сумма. Объём закупок госкомпаниями, на которые распространяется действие закона 223-ФЗ , ещё больше – 7 триллионов рублей в год. Думаю, что руководители госкомпаний, их поставщики и подрядчики очень скоро выучат название и номер этого закона.
В соответствии с данным законом каждая госкомпания должна в срок до 01.04.2012 года разработать положение о закупке товаров, работ, услуг. А если она этого не сделает, то должна будет напрямую руководствоваться законом 94-ФЗ.
Это означает, в частности, что заключение договоров подряда для них будет возможно только через проведение открытого аукциона в электронной форме.
Что такое электронный аукцион применительно к строительству? Чтобы понять это, представьте себя лично как гражданина на месте заказчика строительных работ. Вам нужно отремонтировать квартиру, но вы не вправе сами выбрать строителей, которые будут это делать, из числа тех, кого вы знаете. Вы обязаны объявить тендер.
К участию в тендере вы обязаны допустить всех, независимо от их репутации и опыта. Вам запрещено знать имена тех, кто участвует в тендере. Договор вы обязаны заключить с тем, кто предложит самую низкую цену. Если вы не сделаете это, вас оштрафуют. Если вы не заключите договор до конца года или заключите его, но не рассчитаетесь по нему, имеющиеся у вас деньги на ремонт «сгорят». Если строитель, которого вам навязали, разворует деньги и не отремонтирует вашу квартиру, вас накажут.
Я ничуть не утрирую. Именно в такой абсурдной ситуации живут госучреждения, и в ней окажутся госкомпании после 1 апреля 2012 года, если ничего не предпримут.
Но каждая госкомпания может изменить и улучшить для себя эту ситуацию. Для этого они должны утвердить своё положение о порядке проведения тендеров. И тогда будут действовать те правила, которые записаны в этом положении.
Проблема в том, что абсолютное большинство госкомпаний не имеют ни опыта проведения тендеров, ни штатных специалистов в этой сфере.
Учитывая это, Союз строителей Омской области, Первая гильдия строителей и Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири, объединяющие в своём составе более 90% предприятий строительного комплекса Омской области, разработали типовое положение о порядке проведения тендеров, которое мы рекомендуем для применения всем госкомпаниям.
При его разработке мы постарались исправить все те недостатки, которые мы видим в законе «О госзакупках». Собрать всё лучшее из тех идей, которые высказывались на съездах и конференциях строителей, но не были реализованы, в виде поправок в закон.
Разработанное нами положение полностью соответствует закону № 223-ФЗ. Документ предоставляет госкомпании возможность выбора одной из четырёх форм проведения тендеров. Положение предусмат-ривает предквалификацию участников тендеров, эффективное обес-печение исполнения контракта. Положение содержит процедуру отбора как подрядчиков для выполнения строительных работ, так и поставщиков товаров, исполнителей услуг.
Кроме того, мы выступили с инициативой создания саморегулируемыми организациями строителей и проектировщиков Омской области специализированной некоммерческой организации по проведению тендеров, помощь которой мы можем предложить как госкомпаниям, так и госучреждениям. Что позволит им пользоваться услугами квалифицированных специалистов в этой сфере, не имея их в своём штате.
pgs_logo644043, г. Омск, ул. Фрунзе, 1/4,
(6-й этаж)
Телефоны: (3812) 66-20-22, 66-20-21
Электронная почта: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
www.1gs-sro.ru

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер