Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Саморегулирование | НА ПУТЯХ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Саморегулирование

НА ПУТЯХ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Н.И. Лицкевич, президент НП СРО "Союз строителей Омской области"

LickevichСегодня уже можно отметить, что новые отношения, введенные в строительную отрасль в форме саморегулирования, начинают повсеместно приживаться. Структурный механизм, основанный на добровольном объединении хозяйствующих субъектов по профессиональной деятельности и солидарной ответственности, запущен, но действует пока со скрипом. Ещё много нерешённых вопросов и пробелов в законодательстве, нет единообразия в деятельности саморегулируемых организаций, не все из них преследуют установленную для саморегулирования цель и т. д. 
Вот уже два года как НП «Союз строителей Омской области» работает в статусе саморегулируемой организации. Этот период согласно законодательству является сроком полномочий для постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации. И, как у нас принято, он должен отчитаться за проведенную работу. 
Постоянно действующий коллегиальный орган управления НП СРО, или как мы его назвали – совет Союза, был избран на организационном собрании членов Союза. Доверие руководства в период становления и организации деятельности организации было поручено наиболее авторитетным лицам строительного комплекса Омской области. В состав совета вошли Г. Д. Байбак, А. М. Буделев, В. К. Вдовин, В. П. Гейдерих, Ю. С. Гуринов, Б. А. Кардаев, В. М. Кокорин, В. М. Копыл, Н. И. Лицкевич,
А. П. Макаров, Б. И. Медведев, П. А. Никитин, М. П. Ольшанский, С. Н. Оркиш, В. И. Рыбин, А. Н. Тарасов, О. С. Хальпуков, О. В. Шишов. Все члены Совета союза были закреплены по направлениям деятельности союза. Общее руководство в текущей работе саморегулируемой организации было возложено на президента союза.
Для осуществления деятельности Союза, как это предусмотрено законодательством, была создана система по обеспечению имущественной ответственности своих членов по возмещению вреда, причинённого вследствие недостатков работ, а также организационная структура по исполнению основных функций и обязанностей СРО. Подобран аппарат исполнительной дирекции, сформированы специализированные органы Союза в составе контрольной, дисциплинарной и аттестационной комиссий, определены для них соответствующие полномочия.
На сегодняшний день наша СРО объединяет 376 хозяйствующих субъектов. На членов союза приходится около 80% объёмов подрядных работ, выполняемых на территории Омской области. Практически весь государственный и муниципальный заказ по созданию объектов капитального строительства в Омской области обеспечивается силами предприятий союза. Это показывает мощь и силу наших членов и самого союза.
К приему в членство мы подходим с определенными требованиями. Поиск и привлечение в Союз ради увеличения численности – это не наша цель. Задача Союза в единении истинных профессионалов строителей.
Определенная работа проводится в союзе по контролю за деятельностью своих членов. Предварительно устанавливается график проверок, порядок их осуществления, выявляются узкие места, на которые следует обратить внимание. Все члены союза с одобрением относятся к этим проверкам, понимая, что от их результатов во многом зависит сохранность компенсационного фонда. Активную и принципиальную позицию в проверках проявляют члены Контрольной комиссии Союза П. Р. Холодовский, В. И. Беляев, А. Ф. Богатырев, И. Г. Мищенко, Л. В. Кириллов, Ф. И. Косов, А. И. Морозов, Е. О. Хальпуков.
Для взаимодействия по осуществлению контрольных функций союзом и Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области заключено соглашение, на основе которого проводятся совместные проверки, стороны информируются о фактах нарушений, выявленных в ходе проверок, анализируются причины часто допускаемых нарушений.
Для обеспечения совместного контроля за строительством автомобильных дорог аналогичное соглашения заключено с Управлением государственного автодорожного надзора по Омской области. Такое же соглашение планируется заключить с Ростехнадзором по контролю за строительством опасных производственных объектов.
Начата работа в союзе и по аттестации работников членов Союза. Это направление у нас закреплено за наиболее квалифицированными и подготовленными специалистами строительного производства, такими как В. К. Вдовин, Б. А. Кардаев,
Л. В. Кириллов, С. М. Сидоренко, Ю.В. Фирманюк.
Многие члены Союза проводят аттестацию своих работников комиссиями, созданными на предприятиях. Такие комиссии работают в ООО «Омское электромонтажное производство», ЗАО «СМТ № 4», НПО «Мостовик» и др. В мероприятиях по аттестации начало вводиться компьютерное тестирование работников по проверке их знаний в производстве строительно­монтажных работ.
Немаловажным для улучшения качества строительства являются профессиональная подготовка и повышение квалификации работников членов союза, Здесь задействованы курсы при СибАДИ и Университет руководящих кадров строительного комплекса Омской области.
В режиме анализа и оказания содействия в потребностях проводится работа по отчетам членов союза. По сведениям, представленным в отчётах, выстроена диаграмма специализации предприятий в строительной деятельности, определены примерные мощности для осуществления строительства и выполнения подрядных работ, установлена общая численность работников, задействованных у наших членов которая составляет более 30 тыс. человек.
Вместе с тем пока остаются очень серьёзными вопросы по обеспечению безопасных условий труда. Имеются случаи гибели людей, велики потери рабочего времени по причине нетрудоспособности, связанной с производственным травматизмом. Здесь есть над чем и с кем поработать и эта задача уже поставлена контрольной, дисциплинарной и аттестационной комиссиям союза.
Активную позицию занимает Союз в нормотворческой деятельности, проводимой на федеральном и областном уровнях. В порядке общественного обсуждения Национальному объединению строителей были представлены предложения в законопроекты «О внесении изменений в Градостроительный кодекс», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности СРО в области пожарной безопасности», «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Кроме того, союз неоднократно обращался в Правительство Российской Федерации с предложениями о внесении изменений в постановление, касающееся требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, выполняемым на особо опасных и технически сложных объектах. На областном уровне Министерству строительства и ЖКК Омской области были даны предложения по защите дольщиков в жилищном строительстве, а также по вопросу создания координационного совета по взаимодействию с СРО строительного комплекса Омской области.
Наши обращения и предложения не остались без внимания в органах государственной власти и нашли отражение в дальнейшей проработке указанных проектов нормативных правовых актов.
Союз не стал сторонним наблюдателем, и в вопросах технического регулирования, он, как и многие профессиональные объединения, включился в нормативный процесс по обсуждению проектов актуализированных технических регламентов в составе СНиПов и стандартов Еврокодов и иных регламентирующих документов.
Через союз представляются и воплощаются многие интересы строительных предприятий в отношениях с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями. Союз ведёт активную работу в комиссиях по вопросам ценообразования, привлечения и использования иностранных работников, градостроительства и землепользования, защите прав и законных интересов граждан – участников долевого строительства. Его представители участвуют в деятельности архитектурно­градостроительного совета Омской области, общественных координационных советах по вопросам: энергосбережения и повышения энергетической эффективности; стратегии развития города Омска; экономического развития Омской области; инвестиционной деятельности и развития предпринимательства.
В период подготовки к профессиональному празднику Дня строителя члены союза принимают участие в организации и проведении конкурсов: профессионального мастерства; разработки и внедрения новых технологий в строительном производстве и др.
С помощью членов союза создана аллея славы строителей. Благодаря их участию увековечены многие строительные организации и имена строителей, внесшие значительный вклад в развитие промышленного потенциала Омской области, сельскохозяйственного производства, базы домостроения, сохранение культурного и исторического наследия народа Сибири.
Конечно, сделано за два года очень много, вместе с тем дать утвердительно отличную оценку саморегулированию я лично бы не хотел. Сравнивать новые производственные отношения со старыми за такой короткий период, и притом в процессе кризиса – это не корректно.

О текущих проблемах саморегулирования отрасли
Не всё ещё отлажено и в законодательстве, в области саморегулирования. Оно постоянно меняется, много в нём ещё не определённых до конца вопросов.
По­прежнему в строительном комплексе влияние государства остаётся преобладающим.
Нужны законодательные нормы, противодействующие коммерциализации СРО на их действия по предоставлению различных льгот и условий по приёму в члены, выдаче свидетельств о допуске к работам, ради привлечения в свой состав множества предприятий с их членскими взносами и взносами в компенсационный фонд. Уже есть примеры использования этих взносов для собственного обогащения.
По нашему мнению, следует расширить права и компетенцию саморегулируемых организаций. В частности, предоставить им право в пределах хотя бы части сумм компенсационного фонда выступать в роли поручителя для своих членов по обязательствам, установленным условиями проведения конкурсов и заключения договоров.
На наш взгляд, необходимо внедрить в систему размещения государственного и муниципального строительного заказа квалификационный отбор претендентов для допуска их к участию в торгах подряда. Эту функцию с рейтинговой оценкой претендентов и поручительства следует закрепить за СРО.
Кроме того, в правах СРО должны быть предусмотрены функции, дающие право:
­ принимать участие в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, касающихся градостроительной деятельности;
­ вносить на рассмотрение федеральных и территориальных органов государственной власти, органов местного самоуправления предложения и замечания на проекты нормативных правовых актов, касающихся градостроительной деятельности;
­ обращаться к лицам, имеющим право законодательной инициативы, с предложениями, касающимися регулирования градостроительной деятельности;
­ вносить предложения государственным, муниципальным и иным заказчикам о включении своих представителей в комиссии по размещению заказов;
­ участвовать в подготовке решений о выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Всё это даст саморегулированию еще большую значимость, усилит ответственность СРО, придаст интерес членам организаций в проведении их мониторинга.
Многочисленные вопросы возникают по поводу компенсационного фонда.
В рамках законодательства он должен быть размещен в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных учреждениях, выплаты из него могут осуществляться только на возмещение вреда в результате наступления субсидарной ответственности и судебные издержки, внесённый взнос в компенсационный фонд не подлежит возврату лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации.
В дополнение было установлено, что в случае утраты некоммерческим партнёрством статуса саморегулируемой организации средства компенсационного фонда саморегулируемой организации подлежат зачислению на счёт Национального объединения саморегулируемых организаций и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением сибсидарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам возмещения вреда, причинённого членом такой саморегулируемой организации, вследствие недостатков работ.
Как видно, средства, внесённые в компенсационный фонд саморегулируемой организации, для членов саморегулируемой организации являются изъятым из оборота капитала, хуже того, безвозвратными и не используемыми и в интересах членов партнерства. Все это наталкивает на мысль, что законодатель, установив в него доплаты за выдачу свидетельств о допуске к работам по организации строительства (или проектирования), нашёл в этих средствах дополнительный транш банкам в виде частных вложений.
В этих законно установленных отношениях, кредитные учреждения в целом по России получат (или уже получили) от строительных и проектных организаций более 500 млрд. рублей. При этом депозитная ставка определяется под диктовку банка и зачастую назначается ниже инфляции. В конечном итоге компенсационный фонд медленно, но обесценивается.
Сегодня размещение компенсационного фонда на депозите банка выгодно и государству. Доход, полученный в результате увеличения его размера, облагается налогом на прибыль.
Вместе с тем, используя эти деньги и налог от них в своих интересах, ни банки, ни государство не дают гарантий по обеспечению сохранности средств компенсационного фонда. В законе по данным средствам отсутствуют случаи, по которым государство несёт обязательства на их возмещение.
В целом следует отметить, что установленные нормы в отношении компенсационного фонда не только ограничивают участников его формирования, но и лишают прав на возврат.
В этой связи хотелось бы иметь механизм использования взносов в компенсационный фонд в большей степени в интересах членов саморегулируемой организации не только для возмещения вреда, но и как способа коллективного обеспечения обязательств за своего члена.
Более корректным должен быть установлен порядок, предусмотренный при утере статуса СРО. Здесь следовало бы определить сроки, на период которых зачисляется в Нострой компенсационный фонд, и механизм дальнейшего возврата членам бывшей СРО причитающих им сумм от внесённых взносов.
Все эти проблемные вопросы, конечно, станут предметом дальнейшей деятельности союза и его постоянно действующего коллегиального органа управления.

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер