Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Проектирование | Архитектура Алтая От проектов к объектам

Проектирование

Архитектура Алтая От проектов к объектам

Anis_1В конце 80­х начале 90­х годов прошлого столетия в Алтайской организации Союза архитекторов были созданы персональные мастерские архитекторов, одни из первых в РСФСР, вслед за Ростовской организацией. Ведущие практикующие архитекторы вышли из состава монопольных проектных институтов, в которых архитектурное творчество по известным причинам существенно ограничивалось. До сегодняшних времен основные значительные объекты, построенные в г. Барнауле и Алтайском крае, созданы в персональных мастерских.

Алтайская организация Союза архитекторов насчитывает более 100 членов союза, около 20 персональных мастерских, объединившихся в Ассоциацию творческих персональных мастерских.

В 90­х годах труд архитекторов Алтая признан, администрации города и края выделили 16 мастерских с квартирами и жилых квартир действующим архитекторам. В  Союзе архитекторов выдавали ордера на квартиры.

В 2008 году зарегистрирована саморегулируемая организация «Некоммерческое партнёрство «Союз архитекторов и проектировщиков Западной Сибири» в Барнауле. Условия организации творческой работы позволяли архитекторам быть независимыми от давления строительного комплекса, административного ресурса.

В прошедшие годы значительная часть объектов отмечена наградами и призами Всероссийских архитектурных фестивалей. Алтайские архитекторы имеют построенные произведения за рубежом России.

Архитектурный стиль формировался с учётом исторических градостроительных традиций г. Барнаула.  Архитектура зданий с элементами пластики фасадов сомасштабна размеру человека.

Сегодняшние дни не самые лучшие в области зодчества, в законодательной базе слово «архитектура» отсутствует. Но наше творчество всегда держалось на оптимизме и надежде добротного созидательного красивого образа городов и сёл, в которых мы проживаем.

Рассчитываем на согласное понимание строителей, администрации, представителей бизнеса в создании выразительной и удобной среды для проживания наших людей.

В планах на будущее – создание и регистрация в законодательных органах Палаты архитекторов России.

Успехов!

П. И. АНИСИФОРОВ, Вице­президент СА России, сопредседатель

Сибирского объединения организаций СА России, Председатель правления АКОО СА РФ

Александр ЛОЖКИН (Новосибирск-Пермь)

Феномен провинциального города

Впервые был опубликован в журнале «Проект Россия» №44 (2/2007)

Публикуется с сокращениями

Anis_2Барнаул, столица Алтайского края, никогда не был особо заметной точкой на архитектурной карте России. В советское время в нём строилась весьма ординарная архитектура – не очень качественная. И вдруг в середине девяностых, в период, казалось бы, менее всего располагающий к расцвету искусств, в регионе, который считается аграрным, начинают появляться здания, по качеству архитектуры серьёзно (и в лучшую сторону) отличающиеся от продуктов постсоциалистического зодчества, строившихся в соседних Новосибирске, Томске, Новокузнецке. Что, кажется, опровергает расхожее в кругах российских архитекторов мнение о том, что в отсутствии архитектурных феноменов виноваты тупые заказчики, некомпетентная власть, глупые, борющиеся против любого строительства в своём дворе жители и всеобщая бедность – а вот если всё это убрать, тут­то и настанет Эпоха Великой Архитектуры.

…Перемена в отношениях «архитектор–власть–заказчик–горожанин», случившаяся в середине 1990­х гг., сделала востребованным умение
архитектора обращаться к историческим аналогам. Первоначально, как и в других городах, барнаульские архитекторы шли по пути ретроспекции, пытаясь соединить современность с дореволюционной эпохой, выстраивая утраченную преемственность городской архитектуры. Первыми крупными зданиями, обозначившими качественное изменение архитектуры в Барнауле, следует, видимо, считать жилой дом на Социалистическом проспекте Светланы ВОЛОШИНОЙ. Оба здания в постмодернистской стилистике, интерпретированной весьма удачно. Постмодернизм оказался хорошей основой для восстановления прерванной традиции. Как будто советской власти не было, и архитекторы просто продолжили творчески развивать стили начала ХХ столетия. Эта архитектура была с восторгом принята городским сообществом, сразу же попала на открытки, календари и в альбомы, архитекторы стали персонами публичными, узнаваемыми и весьма уважаемыми.

С построенным Светланой ВОЛОШИНОЙ домом связана легенда, объясняющая, почему в появлении качественной архитектуры в Барнауле заинтересованы не только архитекторы и жители, но и девелоперы. Она гласит, что к главному архитектору города Сергею БОЖЕНКО пришёл застройщик и принёс два проекта – этот и здания, строящегося в соседнем квартале. И Сергею БОЖЕНКО так понравился проект Волошиновой, что он разрешил застройщику построить соседний дом с любыми отклонениями от проекта – при условии, что волошиновский будет выполнен без искажений. Когда обе стройки были закончены, оказалось, что квартиры в построенном по проекту красивом доме продаются в полтора раза быстрее, чем в соседнем некрасивом. Бизнес сделал выводы, и с тех пор между девелоперами существует негласное соревнование («у кого архитектура круче?»), результаты которого уже не всегда ориентированы на прагматику. Дом, кстати, до сих пор остаётся самым престижным в городе.

…С какого­то момента поддержание должного уровня качества архитектуры стало для городского самоуправления Барнаула элементом политики. С одной стороны, опровергнуто расхожее мнение, что новая архитектура в историческом центре всегда оказывается хуже старой, что, конечно, облегчает диалог с гражданами, априори настроенными против любого строительства. С другой стороны, постоянно происходящие изменения создают впечатление о столице Алтая, как о динамичном развивающемся городе.

…Но власть не влияет на архитектуру путём диктата или вмешательства в проектирование. Нет, – исключительно путём поддержки талантливых авторов, через присуждение городских и краевых премий, например.

…Архитектура в Барнауле стала востребованной. Случилось это в тот момент, когда у горожан возник синдром хронической усталости от серых безликих коробок, девелоперы уверовали в её способность влиять на продажи квадратных метров, власть стала использовать как PR­ресурс.

…Архитектурная история Барнаула минувшего десятилетия доказывает, что появление яркой архитектуры не зависит от размера города и его экономического положения. Архитектура сама может стать фактором развития, средством, содействующим возникновению общественного согласия, и в итоге – создаёт режим наибольшего благоприятствования для самой себя. Барнаул – свободный для творчества город.

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер