Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Официально | Е. В. БАСИН: «Строительство – главный стимул развития российской экономики»

Официально

Е. В. БАСИН: «Строительство – главный стимул развития российской экономики»

О текущих проблемах и задачах отрасли

Basin1Состояние строительной отрасли исключительно важно для развития нашей страны. Это связано, прежде всего, с тем, что именно строительство играет главенствующую роль в расширении любого производства. Выполнение строительно-монтажных работ, ввод в действие новых производственных мощностей и объектов в ходе реконструкции, технического перевооружения, нового строительства или расширения действующих предприятий являются непосредственными задачами строительства и дают мультипликативный эффект в экономике. Известно, что одно рабочее место в строительстве создаёт от 8 до 12 мест в смежных отраслях. В кооперации с машиностроением строительство осуществляет расширенное воспроизводство основных фондов отраслей, обеспечивая тем самым экономическое развитие.

Строительство формирует 5,5% ВВП России и обеспечивает занятость почти 5,5 млн. человек.

BasinПоследние два года стали началом медленного, трудного, но всё же подъёма в строительстве. Появились заказы на новые объекты, оживает рынок жилья, выделены крупные финансовые ресурсы на строительство дорог и объектов инфраструктуры.

По данным Роскомстата, в 2011 г. объём работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», вырос по сравнению с 2009 годом почти на 30%, а за пять месяцев этого года составил 1560,2 млрд. рублей, или 105,4%  к уровню соответствующего периода предыдущего.

В 2011 г. организациями всех форм собственности построено 788,2 тыс. новых квартир общей площадью 62,3 млн. кв. м, т. е.  106,6% к соответствующему периоду 2010 года). А в  январе-апреле 2012 г. – 142,7 тыс. квартир общей площадью 12,7 млн.кв. м, что составляет 102,9 % к уровню 2011 года.

Жилищное строительство последние годы стало приоритетным направлением развития строительства. Даже в период кризиса в жилищную сферу было вложено только федеральных денег более 1 трлн. рублей. Каждый 3-й квадратный метр введённого жилья в прошлом году был построен за счёт бюджета. Поддержка государством таких институтов развития, как ВЭБ, фонд РЖС, АИЖК позволили удержать ситуацию и не допустить резкого падения объёмов жилищного строительства и скачка цен.

Тем не менее острота проблемы обеспечения жильём большей части населения всё ещё не снижается. Сейчас в улучшении жилищных условий нуждается почти половина россиян, треть наших сограждан живут в ветхом, аварийном и просто старом жилье. Я уж не говорю о том, что жильё в деревнях, сёлах, маленьких городах, где так называемый частный сектор до сих пор находится по комфорту и обеспеченности коммуникациями на уровне начала ХХ века. В очень  многих домах из всех благ цивилизации имеется только электричество. А где-то и его нет!

Практически все соцопросы показывают, что около 70% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только у 10% людей есть такие возможности.

Таким образом, нужно не просто построить много жилья, но и создать условия для наших граждан, чтобы они могли купить квартиру, приобрести земельный участок,  построить на нём дом и, таким образом, самостоятельно решить жилищную проблему одной отдельно взятой семьи.

После утверждения ФЦП «Жилище» начинает работать принципиально новый механизм запуска новых строек. Каждый регион должен будет разработать свою программу развития жилищного строительства, внедрить упрощённый порядок предоставления земельных участков под жилищное строительство, разработать документы территориального планирования, заложить средства под обеспечение новых площадок коммунальной и дорожной инфраструктурой.

17 ноября прошлого года  на заседании правительства премьер-министр В. В. ПУТИН озвучил новые цифры в реализации федеральной целевой программы «Жилище», которые позволяют нам говорить о дальнейшем активном участии государства в софинансировании строительства жилья. В. ПУТИН отметил, что к 2016 году строительство жилья должно выйти на отметку 100 млн. кв. м, будет развиваться ипотека, увеличатся объёмы переселения из ветхого и аварийного жилья, будет продолжена программа предоставления жилья молодым семьям.

Было также заявлено, что правительство обеспечит поддержку лучших региональных программ, отбор которых будет осуществляться на конкурсной основе. Победители получат дополнительные средства из федерального бюджета и смогут направить их на прокладку дорог в районах массовой застройки, а также на уплату процентов по кредитам, взятым под строительство коммунальной инфраструктуры. Это десятки и сотни миллиардов рублей, которые придут в строительную отрасль и, прежде всего, в регионы, также будут стимулировать развитие жилищного строительства.

Президентом абсолютно чётко поставлена  задача для решения жилищной проблемы – обеспечить баланс между спросом и предложением. При этом акцент делается на строительстве жилья экономкласса, отвечающего, с одной стороны, требованиям энергоэффективности и экологичности, а с другой – ценовой доступности для семей со средними доходами.

Модификация механизма проведения аукционов на земельные участки, кредитования застройщиков на принципах проектного финансирования, упрощения процедуры привлечения средств дольщиков, на наш взгляд, должен обеспечить рост объёмов строительства  доступного и качественного  жилья и минимизировать риски граждан.

Особенно большие возможности у фондов РЖС  и АИЖК, которые могут стать своеобразным испытательным полигоном для отработки механизма финансирования и внедрения типовых энергоэффективных проектов.

Однако не стоит забывать, что, стимулируя спрос, мы должны адекватно, и даже с избытком,  обеспечить предложение. Без этого мы не  решим задачу удешевления строительства и повышения его качества.

Что  же для этого надо?

Я остановлюсь на нескольких  моментах , наиболее важных, на мой взгляд, не только для жилищного строительства, но и для строительства в целом.

1. Прежде всего, потребовать от регионов  усиления внимания к градостроительной политике. На сегодня только треть субъектов и муниципалитетов имеют утверждённые генпланы.  Но даже там, где они есть, часто один и тот же заказчик,  утверждая программы  развития территорий и программы развития инфраструктуры, даже не видит, что они между собой не согласуются. Отсюда и возникают потом дополнительные проблемы, связанные с инженерной инфраструктурой, транспортные, экологические и др.

2. Перейти от призывов к конкретным мерам по снятию административных барьеров при получении разрешительной документации. Казалось бы, государство постоянно ищет пути решения этой проблемы: вносятся изменения в федеральные законы и подзаконные акты, утверждаются и реализуются планы мероприятий, но кардинальных изменений нет. В прошлом году Национальным объединением строителей проведено  исследование административных барьеров в 43 городах Российской Федерации.

По результатам исследования зафиксировано, что  среднее количество процедур при реализации инвестиционного проекта – 98; средняя стоимость прохождения всех процедур для строительства условного типового 200-квартирного жилого дома составляет приблизительно 25 млн. рублей. Основную долю этих затрат (около 80 %) составляют расходы на технологическое подключение к сетям инженерно-технической инфраструктуры и согласование технических условий подключения. Средний срок, затрачиваемый на прохождение административных процедур, составляет 946 дней. Наибольшее время затрачивается на прохождение административных барьеров, введённых актами субъектов и муниципалитетов.

Мы считаем, что такое «хождение по мукам» можно сократить, как минимум, в два раза и в самые короткие сроки, за счёт приведения местных нормативов в соответствие с требованиями Федерального законодательства. Соответствующее поручение дано вице-премьером Д. Н. КОЗАКОМ от 20.02.2012 г. № ДК-П9-976. В настоящее время мы продолжаем  мониторинг административных барьеров, расширив перечень исследуемых городов. Учитывая, что основные барьеры формируются на муниципальном уровне, мы планируем по итогам исследования сделать ранжирование городов России по уровню административных барьеров.

Нельзя не отметить также поручение Президента Российской Федерации В. В. ПУТИНА, данное в Указе № 600 от 7 мая 2012 года. Правительству поручено до декабря этого года разработать исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства. Проект такого Перечня уже подготовлен Национальным объединением строителей и направлен на рассмотрение в правительство. Перечень получил поддержку ТПП и РСПП.

Развивая тему упрощения прохождения административных процедур, Национальное объединение строителей реализует эксперимент в г. Орёл, где мы совместно с администрацией города внедряем систему прохождения всех процедур в электронном виде за электронной цифровой подписью. Внедрение проекта намечено на 1 октября этого года.

3. Обеспечить своевременное резервирование земель под объекты общественного и социального назначения. Это предусмотрено Градостроительным кодексом. Но фактически всё делается наоборот. Как только появляется намерение построить какой-то значительный объект (например дорогу, аэропорт и т. п.), моментально полоса отвода, близлежащие карьеры оказываются в частных руках. И государство вынуждено выкупать эти земли, недвижимость втридорога. Таких примеров множество: это и КАД, и олимпийские объекты в Сочи, и ЦКАД, и другие. За счёт чего повышается цена объекта? Это  плата за подключение, выкуп земли под застройку, снос и перенос зданий и сооружений, отдельные обременения, например, на социальные нужды местных органов. Своевременным резервированием земли на 7 и более лет можно снять эти проблемы.

4. Принять во внимание международный опыт или принять отдельный закон о закупках в строительстве, либо прислушаться к мнению профессионального сообщества и внести в 94-ФЗ соответствующие изменения. В какой-то степени 94-ФЗ способствовал снижению коррупции. Но, к сожалению, строго выполняя этот закон, заказчики, зачастую с одобрения ФАС, вынуждены подходить формально к выбору подрядчика. В результате в победителях оказываются случайные юридические лица, кроме, образно говоря, карандаша, ничего не имеющих в своем активе. Они демпингуют, снижая цену на 30-40%, называют нереальные сроки строительства и побеждают. А потом, получив солидный аванс, или бесследно исчезают, или ищут пути для увеличения сметной стоимости, шантажируя заказчика, который становится их заложником. Таких примеров сотни.  Строительство КАД, где победу отдали фирме «Флора», и вот уже 2 года судится с ней заказчик. А сотни миллионов рублей и время без­возмездно потеряны. Стадион «Зенит», где подрядчик предложил снизить цену на 35%. Сегодня башенные краны на этой нашумевшей стройке стоят. А ведь вопрос разрешается просто. Надо ввести обязательную предквалификацию участников конкурсов, проверяя наличие соответствующих мощностей, опыта строительства по­добных объектов, кадровый состав и др. В Германии тоже 5 лет не хотели с этим соглашаться, защищая якобы интересы малого бизнеса. Но когда качество и безопасность в строительстве начали снижаться, требование обязательной предквалификации (один раз в три года) включили в закон о тендерах в строительстве. Сегодня немцы считают, что это решение было правильным и дало положительные результаты.

Наконец, надо ввести в закон само понятие «демпинг». Так принято во всем цивилизованном мире, но не у нас.

5. Необходимо стимулировать применение в строительстве и производстве строительных материалов инновационных  технологий  и материалов, в т. ч. способствующих повышению степени  индустриализации строительства.

Одной из основных причин развития инновационных процессов в отрасли становится рыночная конкуренция. Фирмы, первыми освоившие экономически эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами. Так , например, во время кризиса  на рынке светопрозрачных конструкций выжили не те, кто снижал стоимость своей продукции, а те, кто внедрял инновационные продукты.

Пионерами в выводе на рынок инновационных продуктов, по прогнозам экспертов, будут подотрасли, где отмечается высокий уровень конкуренции. Это производство бетонов, кровельных, фасадных конструкций, строительной химии, подземное строительство и освоение территорий со сложной геологической структурой. Но и в этих сегментах продвижение новой продукции от лабораторного до серийного выпуска и применения сопряжено с финансовыми трудностями. Решить их можно как путём сотрудничества с инвестиционно-венчурными фондами, так и через установление на законодательном уровне налоговых преференций для бизнеса и условий для государственно-частного партнёрства, например,  в реализации инноваций путём экспериментального строительства.

В то же время проектировщики не готовы рисковать и включать в проекты инновационную или просто новую для России продукцию, не имеющую российских нормативных документов.  Сегодня эта проблема решается. К концу года Национальным объединением  строителей заканчивается работа по техническому переводу так называемых Еврокодов – норм проектирования – и разработке к ним национальных приложений. Эта работа выполняется  в строгом соответствии с рекомендациями Европейской комиссии по стандартизации и планом мероприятий, утверждённым Минрегионом России. В соответствии с этим планом МГСУ параллельно готовит совместно с европейскими экспертами рекомендации для преподавателей строительных вузов с целью включения еврокодов в учебные программы и формирования современной испытательной базы.

Вместе с тем актуализируются и национальные СНиПы и стандарты. Нам удалось совместно с Минрегионом РФ организовать систему широкого обсуждения в строительной среде проектов технических заданий на разработку как нормативных документов федерального уровня, так и стандартов НОСТРОЯ, а также приёмку выполненных работ. Это исключает принятие стандартов, не учитывающих самые современные технологии, в т. ч. зарубежные.  Уже сегодня каждый 6-й стандарт в строительстве полностью или частично гармонизирован с европейскими.

НОСТРОЕМ разработано более 70 стандартов, содержащих требования к правилам ведения работ и контролю за ними, в т. ч. по новым технологиям и материалам.  Так что в будущем году у проектировщиков будет возможность выбора тех нормативных документов, которые их больше устроят.  Но хочу подчеркнуть, что сами европейцы, учитывая особенности строительства, официально в своих документах обращают внимание на то, что большая часть требований, связанных с безопасностью и качеством в строительстве, должна отражаться в национальных нормативных документах.

5. Одним из важных условий функционирования строительного комплекса является наличие квалифицированных кадров, а также развитие  системы аттестации и  повышения квалификации кадров. Введение двухступенчатой системы образования потребует пересмотреть программы повышения квалификации и разработки механизма дополнительной специализации на базе учебно-производственных  центров. Необходимо восстановить систему подготовки рабочих кадров. В этом должно быть заинтересовано прежде всего бизнес-сообщество  (создание на предприятиях учебных комбинатов, организация профессиональных конкурсов и т. д.).

Сегодня развитие строительного комплекса напрямую влияет на развитие промышленности строительных материалов. Последние два года в этой отрасли наблюдается положительная динамика.

За январь – май 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года от 8 до 29%  увеличилось производство основных строительных материалов, в том числе: цемента, сборного железобетона; стекла листового и термополированного; ваты минеральной и изделий из нее; материалов мягких кровельных и изоляционных; материалов строительных нерудных и др.

По уточнённой информации субъектов Российской Федерации, за 2011 год в Российской Федерации введено в эксплуатацию 386 объектов, производств и технологических линий, обеспечивающих выпуск основного ассортимента конкурентоспособных строительных материалов.

Дополнительные  мощности за счёт строительства и реконструкции были введены в промышленности строительных материалов по таким видам, как: цемент, стеновые материалы,  сборный железобетон,  нерудные строительные материалы, – конструкции деревянные клеёные,  плитка керамическая облицовочная,  теплоизоляционные материалы.

В связи с принятием ФЦП «Жилище» и Стратегии развития промышленности строительных материалов, ориентированной на региональные программы социально-экономического развития,  интерес инвесторов к этой отрасли не ослабевает, и даже в кризисные времена. Однако факторов, сдерживающих и интерес инвесторов, и развитие самой промышленности, достаточно. Это и стоимость земли,  и подключение к инженерным сетям, и административные барьеры.  Конечно, Фонд РЖС активно работает в этом направлении, но пока это единичные показатели.

Необходимо решить проблемы, связанные с тарифами на перевозку строительных материалов. Сегодня для инертных материалов они превышают себестоимость добычи в разы. Создание перевозочных компаний поставило предприятия в полную зависимость, т. к. они диктуют стоимость и очерёдность перевозок, стоимость и количество вагонов и ещё многое другое. Результат один – увеличение стоимости и времени строительства. Считаю, что этот вопрос нуждается в урегулировании со стороны ФАС. Ну и, конечно, не могу не сказать вот о чем.

Мы говорим: цемент – хлеб строительной индустрии. За счёт высокой энергоёмкости и материалоёмкости достаётся он нелегко. В то же время цементный завод является универсальным утилизатором твёрдых, в том числе бытовых отходов.

В стране накопилось более 80 млрд. т отходов, в т. ч. зол уноса ТЭЦ, приносящих огромный вред экологии, занимающих сотни тысяч гектаров пригодных для использования земель. Но как только цементники обращаются к хозяевам этих терриконов, те резко взвинчивают цены на это сырьё. Государству приходится отводить всё новые и новые площади под карьеры. Штрафы мизерные, а как только появляется потенциальный потребитель, отходы называют «попутно выпускаемой продукцией» и цены взлетают в десятки раз.

Может быть, есть смысл «простимулировать» металлургов и энергетиков с большей охотой расставаться с этим добром. Почему-то Минприроды России по этому поводу скромно молчит.

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти