Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Официально | В 2017 году Росавтодор применил 195 инноваций на федеральных дорогах

Официально

В 2017 году Росавтодор применил 195 инноваций на федеральных дорогах

AiS4144vnut02

AiS4144vnut03

AiS4144vnut04

AiS4144vnut05

В 2017 году Росавтодор применил 195 инноваций на федеральных дорогах

Роман СТАРОВОЙТ, руководитель Федерального дорожного агентства

Уважаемые коллеги, работники и ветераны дорожного хозяйства!

День работников дорожного хозяйства –
праздник тех, кто строит автомагистрали и путепроводы, тоннели и мосты, кто круглый год обеспечивает их содержание, безопасное и надежное сообщение между городами и регионами.

Дорожники – это большая дружная команда, от слаженной работы которой зависит качество жизни миллионов соотечественников, развитие территорий и укрепление единого экономического пространства страны.

Приятно отметить, что последнее десятилетие дорожного хозяйства нашей страны ознаменовано успешной реализацией мегапроектов. Появилась новая современная автомобильная инфраструктура города Сочи, построены сотни новых километров дорог в Сибири и на Дальнем Востоке, развиваются Московский и Санкт­Петербургский транспортные узлы, совершенствуются трассы Северного Кавказа и Урала, продолжается активными темпами строительство Крымского моста.

На государственном уровне ведется постоянное совершенствование системы управления дорожным хозяйством. Опыт федеральных дорожников, которым за последние годы удалось привести 80% подведомственных трасс в нормативное состояние, сейчас активно тиражируется в регионах. Для этого стартовал национальный проект «Безопасные и качественные дороги», охвативший 38 крупнейших городских агломераций страны. Таким образом, вместе с основными транспортными артериями страны – транзитными магистралями – преображение ждет главные проспекты и улицы городов.

Благодаря профессионализму российских дорожников, их преданности своему делу наша отрасль продолжает уверенными темпами двигаться.

Уверен, что накопленный уникальный опыт работников дорожного хозяйства и громадный потенциал отрасли и в дальнейшем станут залогом успешного решения самых сложных и амбициозных задач на благо нашей страны. Крепкого здоровья, успехов и удачи в вашем благородном и созидательном труде!

Применение инновационных технологий при проектировании позволяет сэкономить от 5 до 30% запланированных средств на этапе строительства и эксплуатации автомобильной дороги.

– Роман Владимирович, каковы итоги деятельности РОСАВТОДОРа за 1­е полугодие 2017 года? Сколько дорог планируется отремонтировать (в том числе капитально) до конца текущего года?

– В 2017 году Федеральное дорожное агентство сохраняет высокие объемы ремонта на подведомственных трассах – по итогам сезона будет обновлено 8700 км покрытия. В результате общая протяженность федеральных трасс в нормативном состоянии увеличится до 77,5%, а к 2019 году этот показатель должен достичь 85%.

В 2017 году после строительства и реконструкции Росавтодор введет в эксплуатацию более 200 км автомобильных дорог федерального значения. Кроме того, в текущем году на федеральной дорожной сети планируется начать строительство 59 новых дорожных объектов со сроком реализации до 2020 года включительно, общая стоимость которых превышает 153 млрд. рублей, а протяженность – более 2000 км.

Наибольший объем строительных и ремонтных работ проводится на федеральных трассах в Центральном и Северо­Западном федеральных округах, Урале, также на Дальнем Востоке.

Ключевыми направлениями дорожной отрасли на ближайшие годы остаются: сокращение аварийности на федеральных трассах, строительство моста через Керченский пролив, подготовка дорожной инфраструктуры к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года, оказание государственной поддержки регионам, увеличение межремонтных сроков до 12 лет после ремонта дорожного покрытия и до 24 лет после капитального ремонта.

Для улучшения ситуации на региональных трассах в 2017 году Минтранс России и Росавтодор приступили к реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».

Проект рассчитан на проведение крупномасштабных ремонтов на автомобильной дорожной сети в 38 крупнейших российских городских агломерациях с населением свыше 500 тысяч человек. При реализации проекта, рассчитанного до 2025 года, планируется также обеспечить необходимый уровень безопасности дорожного движения на дорожной сети городских агломераций, устранить перегрузки дорожной сети и повысить уровень удовлетворенности граждан состоянием дорожной сети городской агломерации. Мультипликативный эффект от действия проекта почувствуют более 19 млн. человек – жителей агломераций.

Количество аварийно­опасных участков на дорогах снизится на 62% в 2018 году, на 85% в 2025 году. Увеличение доли дорог, соответствующих нормативам, составит: 61,2% в 2018 году, 85% в 2025 году. Сумма финансирования проекта в 2017 году из госбюджета составит 32 млрд. рублей (более 65 млрд. рублей с учетом софинансирования из региональных бюджетов). В 2018 году запланированы аналогичные средства.

– Каких успехов удалось достичь в области проектирования новых объектов?

– Начиная с 2010 года в Росавтодоре введена практика рассмотрения проектной документации на строительство и реконструкцию значимых объектов дорожного хозяйства. Так, согласно распоряжению Росавтодора подведомственные органы управления дорожным хозяйством, выполняющие функции заказчиков работ на федеральной сети автодорог, обязываются предоставлять на рассмотрение в Управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора основные проектные решения перед направлением в Главгосэкспертизу России. Специалистами Управления совместно с технической службой заказчика и проектировщиками детально рассматриваются основные технические решения и технологии производства работ на предмет их обоснованности и оптимальности. При необходимости для рассмотрения особо сложных объектов (большие или внеклассные мосты, тоннели, объекты в сложных гидрогеологических условиях и др.) организуются научно­технические советы с привлечением специалистов ведущих отечественных профильных проектно­изыскательских и строительных организаций и компаний.

В период с 2010 по 2017 годы по итогам рассмотрения основных проектных решений общая планируемая стоимость реализации проектов строительства и реконструкции снизилась от 11 до 14% от планируемых затрат.

Следует отметить, что корректировка проектных решений не касалась основных технико­эксплуатационных показателей объектов, а была направлена на оптимизацию принятых решений в части повышения технологичности строительных процессов и этапов строительства, исключения необоснованных видов работ и технологических процессов, а также оптимизации схем транспортных развязок и их количества, изменения конструктивных слоев дорожной одежды и обочин, исключения левоповоротных съездов.

– Какие новые проектные решения внедрены Агентством в 2017 году?

– В 2017 году Росавтодор применил 195 инновационных технологий на 479 участках сети федеральных автомобильных дорог. Среди них такие технологии, как:

– возведение насыпей из пенополистирольных блоков, что позволяет решить проблемы, связанные с недостаточной несущей способностью грунта, возможностью больших осадок и длительным сроком стабилизации основания, в результате чего сокращается срок и стоимость строительства;

– усиление балок пролетных строений углеродными ламелями и лентами, предназначенными для усиления большепролетных конструкций; благодаря очень высокой прочности на растяжение и жесткой конфигурации ленты удается решить такие задачи, как восстановление и увеличение несущей способности мостов и путепроводов. Применение данной технологии позволяет увеличить межремонтный период, а также значительно повысить срок службы всех элементов конструкции;

– устройство металлических гофрированных конструкций, применение которых дает возможность сократить стоимость доставки конструктивных элементов до объекта строительства и упростить механизм финальной сборки конструкции на строительной площадке;

– восстановление действующих водопропускных труб с помощью санации «труба­чулок» и фотоотверждаемым светополимерно­тканевым рукавом, что позволяет в кратчайшие сроки произвести ремонтные работы на водопропускных трубах без замены звеньев трубы;

– применение водоотводных лотков, выполненных из композитных материалов или из стеклопластика, для организованного сбора и отвода воды с проезжей части искусственных сооружений;

– установка перильных ограждений из композитных материалов на мосту и участках сопряжения моста с насыпью;

– применение модульных надземных пешеходных переходов на реконструируемых участках автомобильных дорог;

– применение автономных светодиодных светильников на автобусных остановках и пешеходных переходах, а также использование оборудования с альтернативными источниками энергии;

– установка автономных транспортных светофоров на солнечных батареях;

– применение информационных табло переменной информации для своевременного информирования участников дорожного движения об изменении ситуации на участках автомобильных дорог;

– применение облегченных пространственных рамных опор для установки знаков дорожного информирования;

– устройство верхнего слоя покрытия из щебеночно­мастичного асфальтобетона;

– устройство слоев износа с применением технологий «Сларри Сил» и «Новачип»;

– активное внедрение BIM­технологий, позволяющих выявлять пространственно­временные коллизии при проектировании автомобильных дорог для оперативного принятия решений по их устранению.

– Какого экономического эффекта это позволило достичь?

– За счет применения инновационных технологий на этапе проектирования удается достигнуть от 5 до 30% экономического эффекта на этапе строительства и эксплуатации автомобильной дороги.

– За последние пять лет количество инноваций, применяемых на российских дорогах, выросло вдвое. Какие инновационные решения сегодня видятся наиболее перс­пективными?

– С каждым годом все более активно применяются технологии стабилизации грунтов, укрепления дорожного полотна, используются геосинтетические материалы и методы регенерации. Кроме того, все большее распространение в рамках дорожного строительства получают различные модификаторы асфальтобетонных смесей, а также практика устройства специальных шероховатых защитных слоев покрытий для дополнительной устойчивости к износу.

Успешно адаптирована в России методология объемного проектирования асфальтобетонной смеси Superpave, которая в нашей стране получила название «СПАС». В прошлом году этот метод был применен на 10 федеральных трассах, в том числе на дорогах с повышенной интенсивностью движения. «СПАС» позволяет увеличить срок службы покрытия на 20–30% за счет точного подбора состава смесей асфальтобетона, параметров вяжущего и каменного материалов. В настоящее время метод «СПАС» был применен более чем на 200 км участков автодорог федерального значения.

– Каких успехов удалось достичь в развитии интеллектуальных систем на российских дорогах?

– Развитие интеллектуальных транспортных систем продолжается. В частности, в планах – создание подобных систем на маршрутах транспортного коридора «Великий шелковый путь», который свяжет в перспективе Китай, Россию и Европу. Использование интеллектуальных транспортных систем, таких как интегрированные системы управления движением, будут способствовать повышению уровня безопасности на магистральных дорогах Азиатско­Тихоокеанского региона и России, а также создадут необходимые условия для формирования современного, безопасного, удобного, эффективного и устойчивого транспортного коридора.

Особое внимание уделено мероприятиям по созданию интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков, основанных на применении современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий.

Остановимся на некоторых системах.

1. Система оперативного мониторинга транспортно­эксплуатационного состояния автомобильных дорог, предназначенная для получения информации с сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в режиме реального времени. Данная система используется в ситуационном центре Росавтодора, а также в ситуационных центрах органов управления дорожным хозяйством, подведомственных Росавтодору.

Сегодня на автомобильных дорогах действуют технические средства мониторинга транспорт­но­эксплуатационного состояния автомобильных дорог – Автоматизированная система метеорологического обеспечения (АСМО), которая используется в системе Росавтодора с 2007 года. В настоящее время автомобильные дороги общего пользования федерального значения оборудованы системами метеомониторинга (966 ед.) и видеонаблюдения (1 371 ед.), а также автоматизированными пунктами учета интенсивности и состава дорожного движения (981 ед.).

Следует отметить, что Росавтодор уделяет особое внимание предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечению беспрепятственного и безопасного проезда автотранспорта независимо от времени года и метеорологических условий, повышению уровня оперативного управления в повседневных условиях, а также обеспечению координации действий подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждений в чрезвычайных ситуациях.

2. Организационно­технологической основой получения объективных данных о фактически выполненных объемах работ является применение автоматизированных навигационных систем диспетчерского управления работой машин и механизмов, выполняющих работы по содержанию федеральных автомобильных дорог. Такое условие выполнено Росавтодором путем внедрения Единой автоматизированной системы навигационного диспетчерского контроля выполнения госзаказа на содержание федеральных автомобильных дорог («Дортранснавигация») в рамках реализации мероприятий ФЦП «Глобальная навигационная система».

Комплекс «Дортранснавигация» внедрен во всех федеральных казенных учреждениях, организующих работы по содержанию федеральных автомобильных дорог. Под контролем системы работают примерно 9 000 дорожных машин, принадлежащих 600 подрядным организациям.

Система обеспечивает доступ к оперативной информации и отчетным данным о выполнении работ по содержанию федеральных автомобильных дорог для специалистов всех уровней управления.

3. Система автоматизированных пунктов весового контроля.

Одной из важнейших задач в области сохранения автомобильных дорог является контроль за осуществлением перевозок грузов.

14 июня 2013 года Росавтодором утвержден План мероприятий Федерального дорожного агентства по развитию системы весогабаритного контроля на сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая развертывание автоматизированной системы весогабаритного контроля. Данный план рассчитан на период до 2017 года.

Обустроенные пункты весогабаритного контроля работают в автоматизированном режиме. Эта система позволяет контролировать каждое транспортное средство, проходящее через весы, и определять следующие параметры: нагрузка по каждой оси, полная масса, расстояние между осями, количество скатов на оси, габариты транспортного средства, государственный номер. По базе ГИБДД определяется собственник транспортного средства, по данным Росавтодора – сведения о наличии спецразрешения на данное транспортное средство, из базы Ространснадзора получают информацию о наличии допуска к международным перевозкам.

В случае автоматической фиксации правонарушения собственнику транспортного средства посредством центров автоматической фиксации административных правонарушений должны уходить по почте постановление об административном правонарушении и квитанция на оплату штрафа.

В настоящее время на подведомственной сети автомобильных дорог федерального значения имеется 25 пунктов автоматизированного весогабаритного контроля, 387 пунктов весогабаритного контроля появится на федеральных трассах к 2021 году.

– Какое внимание уделяется развитию придорожных многофункциональных зон и интерактивных сервисов для автомобилистов? Что будет сделано в этом направлении в 2017 году?

– В рамках реализации разработанной Росавтодором Концепции развития объектов дорожного сервиса вдоль федеральных автомобильных дорог, в соответствии с графиком исполнения концепции, разработан реестр площадок отдыха и объектов дорожного сервиса вдоль федеральных автомобильных дорог; во всех управлениях дорог (ФКУ Росавтодора) созданы межведомственные рабочие группы по развитию объектов дорожного сервиса; разработана Генеральная схема размещения объектов дорожного сервиса и мест (площадок) для отдыха на федеральных трассах, которая включает в себя создание более 800 новых объектов дорожного сервиса и более 250 новых многофункциональных дорожных зон, а также более 11 500 уже существующих подобных объектов; разработаны и представлены в Минтранс России предложения по внесению изменений в нормативные и технические акты.

За основу перспективного формирования системы объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения взята кластерная модель объединения таких объектов в многофункциональные зоны дорожного сервиса.

На автомобильных дорогах общего пользования федерального значения планируется размещение 877 объектов дорожного сервиса, в том числе 57 автозаправочных станций, 511 площадок отдыха, 61 пункта питания, 183 станций технического обслуживания, 65 мотелей.

В настоящее время в рамках проводимой работы на площадках межведомственных рабочих групп в ФКУ ведется работа по доработке Генеральной схемы объектов дорожного сервиса с учетом предложений и замечаний, представленных ФКУ. Итоги Генеральной схемы будут представлены Росавтодором в октябре­ноябре текущего года.

На следующем этапе работы будет проведена оценка соответствия типов предлагаемых объектов частному инвестиционному интересу. Помимо этого, в схему будут интегрированы автотуристические кластеры, утвержденные Ростуризмом.

Также Росавтодор выступает с инициативой проработки механизмов обеспечения равного доступа на конкурентной основе к формируемым площадкам в границах полос отвода дорог под размещение объектов дорожного сервиса посредством организации соответствующих конкурсных процедур или открытых аукционов.

Принятые предложения позволят рассматривать площадки для размещения объектов дорожного сервиса как обязательный элемент обустройства дорог и предоставят возможность использовать бюджетные средства для резервирования необходимых для их размещения земельных участков при реконструкции или строительстве автомобильных дорог.

Таким образом, к настоящему времени Росавтодором подготовлена техническая (Генсхема объектов дорожного сервиса) и нормативная базы, необходимые для реализации концепции.

ГЛАВНЫЕ ОБЪЕКТЫ – 2017

– ремонт:

• Капитальный ремонт участка с 0 по 9­й км автомобильной дороги Р­21 «Кола» Санкт­Петербург – Петрозаводск – Мурманск –
Печенега – граница с Королевством Норвегия (Подъезд к г. Петрозаводску), Республика Карелия.

• Капитальный ремонт участка с 389­го по 402 км (1­й и 2­й этапы) автомобильной дороги М­10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт­Петербург, Новгородская область.

• Капитальный ремонт участка с 3­го по 10­й км (I этап) автомобильной дороги А­108 «Московское большое кольцо» Дмитров – Сергиев Посад – Орехово­Зуево –
Воскресенск – Михнево – Балабаново – Руза – Клин – Дмитров, Московская область.

• Капитальный ремонт участка с 0­го по 14­й км автомобильной дороги А­134 «Подъездная дорога от автомобильной дороги М­4 «Дон» к г. Воронежу», Воронежская область.

• Капитальный ремонт участков с 83­го по 94­й км (I этап с 90­го по 94­й км) автомобильной дороги М­7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа, Московская область.

• Капитальный ремонт участков с 145­го по 156­й км (III этап с 144­го по 145­й км, с 149­го по 151­й км) автомобильной дороги М­7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа, Владимирская область.

• Капитальный ремонт участка с 24­го по 40­й км автомобильной дороги Р­158 Нижний Новгород – Арзамас – Саранск – Исса –
Пенза – Саратов, Нижегородская область.

• Капитальный ремонт участка со 110­го по 161­й км автомобильной дороги Оренбург – Соль­Илецк – Акбулак – граница Республики Казахстан, Оренбургская область (подъезд к МАПП «Сагарчин»).

– строительство и реконструкция:

• Строительство трех развязок на участке федеральной трассы М­7 «Волга» с 18­го по 23­й км в районе г. Балашиха в Московской области.

• Строительство и реконструкция участков с 941­го по 957­й км федеральной трассы М­7 «Волга», Республика Татарстан.

• Строительство транспортной развязки на 198­м км федеральной трассы М­10 «Россия», Тверская область.

• Строительство и реконструкция участка с 241­го по 245­й км федеральной трассы М­5 «Урал», Рязанская область.

• Строительство и реконструкция участков с 922­го по 932­й км федеральной трассы М­6 «Каспий», Волгоградская область.

• Реконструкция участков с 33­го по 47­й км федеральной трассы 1Р­242 Пермь – Екатеринбург, Пермский край.

 

АиС №4(144) октябрь 2017

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти