Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Официально | Повышение доступности жилья – одна из главных задач стройкомплекса Казахстана. Интервью с Министром по инвестициям и развитию РК Женисом КАСЫМБЕКОМ

Официально

Повышение доступности жилья – одна из главных задач стройкомплекса Казахстана. Интервью с Министром по инвестициям и развитию РК Женисом КАСЫМБЕКОМ

AiS2142_vnutr02

AiS2142_vnutr03

AiS2142_vnutr04

Повышение доступности жилья – одна из главных задач стройкомплекса Казахстана

Специально для журнала «Архитектура и строительство»

В преддверии третьей модернизации Казахстана перед строительным комплексом Республики стоит целый ряд амбициозных задач. О том, как сегодня решаются проблемные вопросы в отрасли и какие изменения ждут строителей в ближайшее время, рассказал министр по инвестициям и развитию
РК Женис Касымбек.

– Женис Махмудович, каковы планы Казахстана по строительству жилья в 2017 году? Какие меры принимаются для стимулирования спроса на строящееся жилье?

– По данным комитета по статистике, за январь­декабрь 2016 года по всем источникам финансирования на жилищное строительство направлено 829,6 млрд. тенге инвестиций, или 106,7% к аналогичному периоду 2015 года. Введено в эксплуатацию 10,5 млн. кв. метров общей площади жилых домов, что составляет 117,6% к показателям 2015 года. Всего по республике сдано в эксплуатацию
89 385 единиц жилищ, в том числе 35 884 индивидуальных дома. Государственный сектор занимает всего 9,7% от общего объема ввода жилья в республике. Отмечу, что обеспеченность населения жильем в Казахстане выросла с 2005 года на 20% и составила 21 кв. метр на человека к 2016 году.

Во исполнение поручения главы государства, данного на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 9 сентября 2016 года, разработана и с начала 2017 года действует Программа жилищного строительства «Нұрлы жер», в которой выработаны новые подходы стимулирования жилищного строительства для повышения доступности жилья широким слоям населения.

Первым этапом реализации программы является период с 2017­го по 2021 годы.

Программа будет осуществляться по следующим направлениям:

1) повышение доступности ипотечного кредитования;

2) стимулирование строительства жилья частными застройщиками;

3) строительство кредитного жилья через систему жилстройсбережений;

4) создание фонда арендного жилья для социальноуязвимых слоев населения;

5) развитие индивидуального жилищного строительства;

6) реализация направлений жилищного строительства в рамках ранее принятых государственных и правительственных программ.

Данные направления призваны обеспечить жильем растущий спрос среди населения через привлечение БВУ, а также оказать поддержку частным застройщикам для стимулирования жилищного строительства.

В соответствии с программой объемы ввода жилья по всем источникам финансирования в 2017 году и в последующие годы планируется сохранить на уровне не ниже достигнутых в 2016 году, то есть не менее 10,0 млн. кв. метров.

– Какие успехи достигнуты в решении задачи расселения ветхого жилищного фонда? Сколько казахстанских семей проживает сегодня в аварийных домах?

– По данным за 2016 год, всего по Республике Казахстан в аварийных домах проживает 104 090 человек.

С 2012 года Акиматом города Астаны в рамках программы «Доступное жилье – 2020» начата реализация пилотного проекта по строительству нового жилья взамен сносимого аварийного, предусматривающего комплексную реконструкцию «старых» кварталов столицы.

В сложившейся части города Астаны предусмотрены реконструкция и снос 2978 домов площадью 588 тыс. кв. метров, или 11264 квартиры, которые разделены на 42 района реконструкции, на территории 315,6 га. По первому этапу запланирован к концу 2017 года снос 228 аварийных домов площадью 150 тыс. кв. метров и переселение 3519 семей.

В рамках пилотного проекта предусмотрено строительство жилья 3–4 классов комфортности, элитного и бизнес­класса с офисными помещениями и паркингами для реализации на рынке в целях реинвестирования проекта.

За 4 года реализации пилотного проекта введено в эксплуатацию 439,2 тыс. кв. метров жилья, или 5968 квартир, снесено 109 аварийных домов и передано в коммунальную собственность города 2817 квартир для расселения жителей из аварийных домов. Оставшаяся часть недвижимости реализуется на свободном рынке для реинвестирования пилотного проекта.

– Какие проекты реализуются для поддержки индивидуального жилищного строительства?

– Значительную долю в общем объеме ежегодного ввода жилья занимает индивидуальное жилищное строительство (далее – ИЖС).

В 2016 году из 10,5 млн. кв. метров введенного жилья доля ИЖС составила 5,2 млн. кв. метров. За 2 месяца 2017 года населением построено порядка 4,5 тыс. индивидуальных жилых домов.

Высокая доля ИЖС свидетельствует о том, что оно является доступным способом обеспечения жильем для основной массы населения.

Для дальнейшего стимулирования строительства индивидуальных жилищ государством будет продолжено финансирование строительства инженерно­коммуникационной инфраструктуры (далее – ИКИ) к районам застройки ИЖС.

Для стимулирования развития ИЖС предусматриваются:

1) распространение МИО типовых проектов строительства малоэтажных жилых домов, данные проекты должны предоставляться гражданам бесплатно;

2) отведение площадок под ИЖС массивами в соответствии с утвержденными генеральными планами и проектами детальной планировки;

3) обеспечение площадок ИКИ до начала строительства жилых домов;

4) предоставление гражданам земельных участков в установленном законодательством порядке.

С 2017 года планируется начало реализации пилотного проекта ИЖС в областных цент­рах, пригородных к областным центрам территориях, малых и моногородах с высоким потенциалом развития.

Для реализации проектов привлекаются единый застройщик и (или) социально­предпринимательские корпорации. При этом единый застройщик осуществляет возведение индивидуального жилья и подведение ИКИ.

Строительство проектов и подведение ИКИ осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан путем применения технологии домостроительных комбинатов. Допускается использование типовых проектов с применением иных и (или) местных материалов.

При этом в качестве источника финансирования для реализации типового проекта МИО привлекают средства субъектов квазигосударственного сектора  путем выпуска ценных бумаг МИО.

Стоимость строительства 1 кв. метра индивидуального жилья не превышает 120 тыс. тенге (без учета стоимости ИКИ). При реализации построенного индивидуального жилого дома в общую стоимость включаются затраты на ИКИ по водо­ и электроснабжению.

Для приобретения индивидуального дома через ЖССБК предусматриваются займы по сниженным процентным ставкам. Конечный потребитель – очередник на земельный участок  (покупатель жилья) может приобрести такое жилье за счет собственных средств либо за счет субсидируемого государством ипотечного жилищного займа, где  ставка вознаграждения по кредиту составит 5%.

Застройщик для строительства жилья вправе привлекать различные источники средств, в том числе и субсидируемый кредит.

По результатам реализации пилотного проекта будет принято решение о целесообразности его дальнейшего применения.

– Как решается в республике проблема обманутых дольщиков? Принес ли уже какие­то положительные изменения новый закон «О долевом строительстве»? Сколько сегодня проблемных недостроев на территории РК? Каковы планы по вводу таких домов в 2017 году?

– В рамках принятых Правительством Республики Казахстан в 2008–2009 годах антикризисных мер из государственного бюджета и Национального фонда Республики Казахстан направлены средства в сумме 464,3 млрд.тенге на завершение строительства 450 жилых комплексов с целью защиты прав 62 889 дольщиков, из которых на сегодня осталось завершить 3 проблемных объекта, в которых участвуют 134 дольщика.

Растущий спрос на жилье потребовал совершенствования законодательной базы и внедрения новых механизмов вовлечения средств населения в жилищное строительство.

В этой связи 10 октября 2016 года вступил в силу новый закон Республики Казахстан
«О долевом участии в жилищном строительстве», который включает в себя 3 способа организации долевого жилищного строительства:

1) получение гарантии Фонда гарантирования;

2) проектное финансирование БВУ;

3) возведение каркаса жилого здания за счет собственных средств застройщика.

Принятые меры позволят повысить доступность первичного жилья для всех категорий населения, обеспечить обязательное завершение строительства жилого дома и передачу дольщику его доли, снизить стоимость финансирования и цены продажи жилья посредством доступа застройщика к средствам дольщиков в процессе строительства, а также увеличится кредитование строительного сектора БВУ за счет снижения рисков в секторе жилищного строительства.

– Как должен измениться строительный комплекс страны в рамках третьей модернизации Казахстана? Решение каких отраслевых задач будет в центре внимания?

– Основными направлениями, приоритетными задачами и системными мерами правительства  в строительной отрасли и ЖКХ являются:

1) Реализация Программы жилищного строительства «Нұрлы жер», где за счет комплексного решения вопросов доступности жилья населению за следующие  15 лет  улучшат свои жилищные условия порядка 1,5 млн. семей.

2) Внедрение в 2017–2020 годах технологии информационного моделирования зданий и сооружений (BIM­технологий). Данная технология позволит просматривать все элементы здания или сооружения, одновременно проектировать и рассчитывать строительные объемы, а также иметь точную информацию о видах и объемах материалов и оборудования, используемых в здании.

3)  Внедрение еврокодов. За период с 2017 по 2020 годы будут реализованы мероприятия по: отмене ряда устаревших СНиПов, разработанных в период с 1992 по 2010 гг.; систематизации нормативной документации строительной сферы на предмет коллизий, устаревших и дублирующих норм; модернизации лабораторий АО «Каз НИИСА» для проведения испытаний по методике еврокодов и стандартов ISO, EN; отмене устаревших стандартов (ГОСТ) на строительные материалы, изделия и конструкции по итогам проведенного анализа нормативной базы строительной сферы.

В целях интеграции в европейскую и мировые системы технического регулирования строительной отрасли до конца 2019 года планируется полный переход к системе еврокодов.

4) В сфере жилищно­коммунальных отношений будет внедрена единая форма управления объектом кондоминиума и развитие договорных отношений между объединением собственников квартир и управляющей компанией. Ведется работа по созданию  интегрированной информационной системы «Е­Шанырак», которая позволит участвовать жителям в управлении и содержании объекта кондоминиума посредством электронного голосования, просмотра отчетности и оценки работы органов управления, а также путем использования мобильного приложения.

5) В рамках автоматизации услуг планируется перевод в электронный формат нормативной базы, создание информационно­поисковой системы и электронных архивов, обеспечение доступности нормативов для пользователей; создание и развитие единой автоматизированной информационной системы государственного градостроительного кадастра страны для всех субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов по принципу «одного окна» посредством электронного портала. Также планируется объединить в одну экспертную организацию  отраслевые экологические, санитарно­эпидемиологические и строительные экспертизы.

 

– Какие меры принимают сегодня власти РК для поддержки местных производителей стройматериалов? Какие компании­производители сегодня находятся в числе лидеров по объему выпускаемой продукции для строек, успешно экспортируют свой продукт за пределы страны?

– В текущее время государственная поддержка отечественных предприятий по производству строительных материалов осуществляется по различным направлениям: АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям KaznexInvest (продвижение на экспорт, привлечение инвестиций, координация СЭЗ и ИЗ); АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLoC (отраслевая аналитика, продвижение на внутреннем рынке); АО «Казахстанский институт развития индустрии» (отраслевая аналитика, стимулирование повышения производительности, содействие продвижению на экспорт и внутреннем рынке, наращиванию технологических компетенций, привлечению инвестиций).

Кроме того, в рамках Карты индустриализации Государственной программы индустриально­инновационного развития в период с 2010 по 2016 годы было реализовано более 200 проектов на общую сумму 322,5 млрд. тенге, с созданием более 15 тыс. рабочих мест.

Казахстанские предприятия в основной массе экспортируют следующие виды продукции: цемент (АО «Шымкентцемент», ТОО «Бухтарминская цементная компания»); лакокрасочные материалы (ТОО «AlinaPro»); гипсокартон (ТОО «Кнауф Гипс Капчагай»;
АО «Жамбылгипс»); теплоизоляционные материалы (ТОО «Завод МВИ»); керамогранит (ТОО «Зерде Керамика»).

АиС №2(142) апрель 2017

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер