Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Официально | Михаил МЕНЬ: «В ближайшее время мы будем бороться с «неприбранностью» российских городов»

Официально

Михаил МЕНЬ: «В ближайшее время мы будем бороться с «неприбранностью» российских городов»

AiS1141_vnutr02

AiS1141_vnutr03

 

Михаил МЕНЬ: «В ближайшее время мы будем бороться с «неприбранностью» российских городов»

Люди сегодня хотят не просто приобрести квадратные метры жилья – им нужна комфортная среда обитания. Повысить ее качество – одна из главных задач, поставленных перед строительным комплексом страны. Об этом и многом другом – наш разговор с главой Минстроя России
Михаилом МЕНЕМ.

– Михаил Александрович, какие задачи стоят перед строительным комплексом России в 2017 году?

– В этом году, кроме задачи ввода жилья на высоком уровне, нам поставлена задача начать работу, которая должна кардинально изменить качество жизни людей и качество среды их обитания. Наши города и населенные пункты должны преодолеть «неприбранность» и разномастность, которые создают ощущение неопрятности и дискомфорта.

По нашим прогнозам, итоговый ввод жилья в 2016 году составит не менее
81 млн. «квадратов». Наша задача создать такие условия, которые позволят стройотрасли и этом году поддерживать объемы ввода жилья на уровне около 80 млн. кв. метров.

Но мы понимаем, что граждане хотят приобретать не просто квадратные метры жилья, а хотят, чтобы была создана комфортная среда для проживания. Другим вызовом является необходимость создания современной инженерной и социальной инфраструктуры. Закладывать стоимость ее создания в цену квадратного метра в большинстве субъектов Российской Федерации не представляется возможным из­за ограничения платежеспособного спроса.

Для преодоления всех этих вызовов в этом году началась реализация приоритетных проектов «Ипотека и арендное жилье» и «ЖКХ и городская среда».

В рамках проекта «Ипотека и арендное жилье» планируется увеличение объемов ежегодно вводимого жилья до 100 млн. кв. метров к концу 2020 года. Решить эту задачу мы планируем путем вовлечения в жилищное строительство неэффективно используемых земель в городах, включая промышленные зоны, а также финансирования строительства объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного освоения территории. На это государство выделяет средства в размере 20 млрд. рублей, которые ежегодно будут распределяться между регионами.

Проект «ЖКХ и городская среда» объединит региональные и муниципальные программы по благоустройству в рамках единой концепции формирования современной среды. Здесь мы уже достаточно хорошо продвинулись. Впервые выделены средства – 20 млрд. руб. – на приоритетный проект, в котором есть направление развития общественного пространства и городской среды. Будем надеяться, что в случае успешного результата в 2017 году поддержка из федерального бюджета станет ежегодной. Чуть менее 70% средств, выделенных на направление «городская среда», пойдет на благоустройство дворовых территорий.

Что касается системных решений, то это создание стандартов. Здесь мы средств из федерального бюджета не просим, а будем использовать средства из прибыли АИЖК – нашего объединенного института развития жилищного строительства. Конечно, для всех городов одинаковые стандарты сделать невозможно, будут стандарты для разных типов городов – для исторического города, для города на реке со стандартами набережных и так далее. К работе будут привлекаться специалисты, эксперты, в том числе из МАРХИ, института «Стрелка», собираться лучшие кадры по планировкам территорий, благоустройству. И дальше уже на основе этих стандартов должна будет развиваться вся система благоустройства нашей страны.

И вторая очень важная позиция – это 40 конкретных пилотных проектов, которые будут также делаться за счет средств АИЖК. В эти 40 муниципалитетов войдут и города, которые принимают чемпионат мира по футболу в 2018 году.

– Сроки по разработке стандартов по благоустройству установлены?

– Думаю, это случится уже в середине этого года. Стандарты что подразумевают? Вот хороший пример. В Москве сейчас сделан стандарт летних кафе, и Москва действительно преобразилась. Когда я работал в регионе, для ряда исторических муниципалитетов делали стандарт вывесок, например стилизованных под старорусский шрифт. Кому­то может показаться, что это не столь важно, но из таких мелочей складывается облик наших городов, а это действительно очень серьезно.

Конечно, мнения у людей в таких вопросах бывают разные. Кому­то нравится один формат, кому­то другой. Но нельзя скатываться к вкусовщине. Все­таки речь идет о стандартах. Обязательно у нас будет библиотека лучших практик по благоустройству, чтобы можно было посмотреть, что сделано в других муниципалитетах.

– Закончена программа поддержки ипотеки. Какие новые стимулы готовит государство?

– Программа действительно дала хороший эффект. Всего в 2016 году выдано почти 860 тыс. кв. м ипотечных кредитов на общую сумму 1,47 трлн. рублей. Рост ипотечного рынка за 2016 год составил 22,4% в количественном и 27,2% в денежном выражении, а уровень ставок по рублевым ипотечным кредитам снизился на 0,87 п.п. – до 12,48%.

Что будет теперь, когда господдержка не осуществляется? Отмечу, что пока рынок сам «настроен» на снижение ставок, если что­то изменится в сторону существенного роста, правительство может вернуться к программе поддержки, которая хорошо сработала. В настоящее время АО «АИЖК» работает над следующим этапом развития рынка ипотеки, которым станет выпуск ипотечных облигаций, обеспеченных его гарантией. За счет повышения ликвидности и снижения кредитного риска у банков граждане получат более низкие ставки и надежный финансовый инструмент сохранения и инвестирования сбережений. Подготовлена законодательная инициатива о введении электронных закладных – это позволит снизить затраты на выдачу и рефинансирование ипотеки, сократить временные издержки участников и увеличить оборачиваемость средств, направляемых на ипотечное кредитование.

Кроме того, сейчас государство изыскивает другие действенные меры поддержки отрасли. Некоторые будут реализованы в рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье». В 2017 году 66 микрорайонов комплексной застройки в 33 субъектах страны получат средства из федерального бюджета на строительство социальной, транспортной внутриквартальной и инженерной инфраструктуры. Это позволит застройщикам сократить затраты и не закладывать средства на инфраструктуру в конечную цену квадратного метра. У регионов появилась хорошая возможность вовлекать в жилищное строительство земельные участки внутри городов с имеющейся инфраструктурой. Субъекты уже представили перечни территорий, подлежащих комплексному развитию. Их потенциал составляет 83,5 млн кв. м недвижимости.

– Как поправки в 214­ФЗ отразятся на рынке? Как будете реагировать на новые «серые» схемы?

– Мы в этом году провели ударную работу по преодолению вызовов в долевом строительстве. И изменения в 214­ФЗ – ответы на эти вызовы. Напомню, что большая часть проектов индустриального домостроения реализуется через договоры долевого участия: в 2016 г. зарегистрировано почти 702 тысячи сделок в отношении объектов долевого участия, что на 3,3% выше показателя аналогичного периода 2015 года. Сегодня в стране более 5,5 тыс. застройщиков, которые возводят 14 тысяч домов и жилых комплексов: в данный момент на разных стадиях строительства находится более 113 млн. кв. м жилья. Это огромный объем, и тема защиты прав участников долевого строительства остается приоритетной.

С начала 2017 года, со вступлением в силу новой редакции 214­ФЗ, значительно изменились «правила игры» для застройщиков, привлекающих средства граждан в строительство многоквартирных домов. Главное нововведение – выдача застройщику контролирующим органом субъекта Российской Федерации заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Закона о долевом строительстве, дающего право на привлечение денежных средств граждан. Это важная мера.

С 1 июля 2017 года вступят в силу требования к уставному капиталу застройщиков. Это не даст возможности привлекать средства граждан компаниям­однодневкам и компаниям с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Мы ведем активную разъяснительную работу с регионами. Они сегодня стоят на страже законности сделок по долевому строительству, от них мы намерены получать сигналы о новых «серых» схемах и искать пути пресечения такой деятельности.

– Власти давно говорят о развитии рынка арендного жилья в России, но на практике дело движется с трудом. Что ждет этот сектор в ближайшем будущем?

– Напомню, что с законодательной точки зрения вопросы найма жилых помещений урегулированы еще в 2014 году. Сейчас АИЖК готовит механизмы коллективных инвестиций через создание паевых инвестиционных фондов. Это будет способствовать формированию прозрачного и надежного инструмента долгосрочного инвестирования. Мы обозначили три позиции, по которым и должны двигаться дальше: это меры налогового стимулирования, в том числе отмена налога на имущество по наемным домам. Второй момент – это механизм регистрации или, как раньше мы говорили, прописки для граждан, которые планируют жить в наемных домах, в том числе апартаментах. Третье – предоставление налоговых вычетов по расходам физических лиц на аренду по аналогии с вычетами при покупке жилья. И, наконец, создание условий для привлечения средств частных и институциональных инвесторов в строительство арендного жилья с использованием механизмов ЗПИФ (закрытых паевых инвестиционных фондов. – RNS).

Я думаю, это как раз то, что может в сумме сработать, потому что обычные рыночные механизмы при такой ставке ЦБ, при такой стоимости денег работать не будут. Нужны точечные решения. Конечно, мы понимаем, что пилотные проекты, которые сейчас разрабатываются совместно с АИЖК, смогут сработать в крупных городах – Москве, Санкт­Петербурге или в тех субъектах Российской Федерации, где ведется строительство крупных промышленных предприятий, где необходимо привлечение трудовых ресурсов, обеспечение их мобильности. Например, на Дальнем Востоке строится судостроительный завод «Звезда» – мощное предприятие. «Роснефть» занимается этим проектом. В случае, если «Роснефть» даст гарантии заполнения жилья, то здесь АИЖК готово инвестировать даже часть своих средств для реализации этого проекта.

Специально
для журнала «Архитектура и строительство»

 

 

 

АиС 01(141)2017

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер