Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Официально | ГЧП как эффективный механизм развития инфраструктуры региона

Официально

ГЧП как эффективный механизм развития инфраструктуры региона

Специально для журнала «Архитектура и строительство»

Этой осенью в Новосибирске открылся самый большой аквапарк в России, ставший примером успешного взаимодействия власти и бизнеса при реализации крупных инвестиционных проектов. О новых объектах, возводимых на условиях государственно­частного партнерства в регионе, рассказала заместитель Председателя Правительства Новосибирской области Ольга МОЛЧАНОВА.

– Ольга Витальевна, в Новосибирске открылся крупнейший в России аквапарк «Аквамир». В чем его уникальность и как участвовал регион в реализации данного проекта?

– В первую очередь, аквапарк «Аквамир» уникален своим масштабом. Это самый большой аквапарк в России, входит в топ­10 крупнейших аквапарков мира. Его общая площадь составляет 40 тысяч квадратных метров, он способен единовременно принять до 3 тысяч человек, а дневная пропускная способность – до 10 тысяч человек. Площадь волнового бассейна – или, как его еще называют, искусственного моря –
составляет 1000 квадратных метров. Общая площадь терм европейского уровня  –
1800 квадратных метров. Комплекс включает в себя самый большой в Европе хамам, три бассейна, 153 аттракциона, 10 видов бань и саун, водопады, гидромассаж, аэромассаж, зал загара.

Общая стоимость аквапарка, по информации застройщика, составила 2,9 млрд рублей. Новосибирский аквапарк станет самым доступным аквапарком в России с максимально гибкой социально ориентированной ценовой политикой.

Правительство Новосибирской области в период 2013 – 2016 гг. оказывало государственную финансовую поддержку инвестору в форме субсидий в размере 350 млн рублей на возмещение части затрат на выполнение работ, связанных с реализацией проекта. Однако официально строительство аквапарка «Аквамир» не является проектом государственно­частного партнерства.

– Тем не менее этот опыт взаимодействия власти и бизнеса оказался удачным. А какие крупные объекты строительства реализованы или планируются к реализации в регионе на условиях ГЧП?

– В сфере дошкольного образования ярким примером является проект детского сада «Жарки». Он стал первым в городе дошкольным образовательным учреждением, открытым в рамках концессионного соглашения между муниципалитетом и частным инвестором. В здании расположены музыкальный и спортивный залы, бассейн, кабинеты специалистов, изостудия, соляная пещера, кабинет релаксации, современный пищеблок, медицинский блок. Вложения инвестора в данный проект составили 68 млн рублей.

Примером успешно реализованного проекта может служить проект реконструкции родильного дома по ул. Коммунистической в Новосибирске. Общий объем инвестиций – около 100 млн рублей.

Помимо строительства и реконструкции образовательных учреждений, механизм ГЧП активно используется в сфере ЖКХ. В Искитимском, Татарском, Маслянинском и многих других районах области реализуются проекты по строительству новых котельных, модернизации тепловых сетей.

По заключенным на сегодня соглашениям государственно­частного партнерства привлечено свыше 14 млрд рублей частных инвестиций.

По планируемым региональным концессиям ожидается более 50 млрд рублей частных инвестиций. В среднесрочной перспективе на территории региона будут реализованы 33 проекта ГЧП, среди которых:

– Создание и эксплуатация системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. В июле 2016 заключено соглашение, предусматривающее общий объем инвестиций около 6,5 млрд рублей.

– Строительство мостового перехода через р. Обь в створе ул. Ипподромской в г. Новосибирске. Это самый крупный проект, оценивающийся более чем в 40 млрд рублей. Данный проект имеет высокую значимость для развития города и решения транспортных проблем мегаполиса.

– Строительство на территории г. Новосибирска медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (поликлиник). Этот проект ГЧП, в рамках которого будет возведено 7 поликлиник в Новосибирске,  является уникальным для России. Планируемый объем инвестиций составляет более 8 млрд рублей. В настоящее время завершается подготовка конкурсной документации.

Также в городе Новосибирске реализуется первая федеральная концессия в сфере здравоохранения – создание Медицинского промышленного парка, стоимость которого составит около 685 млрд рублей.

– Какой проект в сфере строительства может быть реализован на условиях ГЧП? Какие требования предъявляются к застройщику?

– Объектами соглашений являются инфраструктурные объекты. В настоящее время основной законодательной базой для реализации ГЧП­проектов являются Федеральный закон от 25.07.2005 №115­ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 №224­ФЗ «О государственно­частном партнерстве, муниципально­частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Для возможности реализации проект должен соответствовать требованиям, устанавливаемым конкурсной документацией, которая разрабатывается отраслевыми областными органами государственной власти Новосибирской области региона в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2005 №115­ФЗ «О концессионных соглашениях» либо Федеральным законом от 13.07.2015 №224­ФЗ «О государственно­частном партнерстве, муниципально­частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В Новосибирской области большое внимание уделяется формированию нормативно­правовой базы в сфере ГЧП: определен уполномоченный орган в сфере соглашений о ГЧП, уполномоченный орган на рассмотрение «частной инициативы» в концессиях, а также разработаны порядки рассмотрения проектов ГЧП (в том числе концессионных соглашений).

– Изучается ли опыт других городов и стран для развития механизма ГЧП в Новосибирской области?

– Безусловно, Новосибирская область изучает успешный опыт субъектов­лидеров рейтинга регионов по уровню развития ГЧП – Москвы, Санкт­Петербурга, Самарской области, в части нормативного правового обеспечения и опыта реализации проектов ГЧП. Представители Министерства экономического развития Новосибирской области принимают активное участие в форумах, выставках и круглых столах в рамках мероприятий, посвященных сфере ГЧП. Кроме этого, Новосибирская область является членом регионального ГЧП­клуба, организованного НП «Центр развития ГЧП».

– Какие сложности чаще всего возникают при реализации проектов ГЧП? Какие законодательные меры, на ваш взгляд, позволили бы ускорить их воплощение в жизнь?

– Существенным ограничением для реализации проектов посредством заключения соглашения о ГЧП является отсутствие опыта реализации таких проектов как на региональном, так и на федеральном уровнях. Неустоявшаяся в данной сфере нормативно­правовая база служит фактором неопределенности как для публичного партнера, так и для частного инвестора.

Помимо этого, имеются затруднения в части формирования общественного мнения о настоящих и будущих проектах ГЧП. Здесь необходима просветительская роль государства: органы власти должны ясно и доступно объяснить людям преимущества и недостатки моделей ГЧП, отметить важность распределения рисков при реализации такого проекта.

С течением времени проекты, реализуемые посредством заключения соглашений о ГЧП, в перспективе станут такими же востребованными, как и концессионные соглашения.

Проектная панорама моста в створе

ул. Ипподромской­2

 

АиС№6(134) 2016 г.

 

 

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер