Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Официально | Координационный совет МАСС: Взаимодействие регионов как инструмент развития Сибирского округа

Официально

Координационный совет МАСС: Взаимодействие регионов как инструмент развития Сибирского округа

Заседание Координационного совета по архитектуре и строительству Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», состоявшееся 28 апреля, прошло в контексте реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года.

 

 

В повестке дня были заявлены вопросы, касающиеся взаимодействия регионов Сибирского федерального округа в сфере строительства. Участники рассмотрели опытmass_6
территориального планирования и жилищного строительства в отдельных регионах, а также обозначили основные задачи Совета на перспективу.

«О задачах Координационного совета по архитектуре и строительству Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года», Л. К. Полежаев, председатель Координационного совета, губернатор Омской области, председатель правительства Омской области: «Координационный совет МАСС сегодня всерьёз задаётся вопросом обеспечения межрегиональных стыков в реализации правительственных программ.
5 июля 2010 года распоряжением Правительства России утверждена Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, целью которой является обеспечение стабильного роста уровня качества жизни населения. И поскольку реализация крупных инфраструктурных проектов стратегии невозможна без участия строительной отрасли, мы должны уделить особое внимание теме взаимодействия общества, правительства и строительной сферы.
В этом направлении необходимо работать ещё и в целях решения проблемы ввода жилья: в настоящее время СибФО находится на предпоследнем месте в списке округов России по этому показателю – 0,34 кв. метра на одного жителя, вместо 1 кв. метра, требуемого к 2020 году. В связи с этим важно рассмотреть вопрос о подготовке целостной пространственной экономико-географической модели федерального округа, объединяющей схемы территориального планирования регионов Сибири.
Нужно отметить, что круг вопросов, требующих рассмотрения, достаточно широк – территориальное планирование, развитие государственно-частного партнёрства, строительство доступного социального жилья в городах и сельской местности, а также переход изыскательских, проектных и строительных организаций к работе на принципах саморегулирования. Причем для решения ряда проблем зачастую необходимо наличие нескольких составляющих. Так, для обеспечения граждан жильём по доступным ценам нужно добиться снижения стоимости квадратного мера жилья. На стоимость строительства, в свою очередь, влияет много факторов. Два из них – стоимость материальных затрат и стоимость труда – требуют отдельного рассмотрения.
Последовательный рост производительности труда определяется двумя факторами. Во-первых, это
обеспечение строительства современными машинами и механизмами. Во-вторых, квалификация работников. Проблемой кадрового обеспечения правительство Омской области озабочено всерьёз. В рамках разработки подпрограммы кадрового обеспечения задач, предусмотренных целевой программой «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011-2015 годы)», мы создали на базе одного из училищ ресурсный центр по подготовке специалистов строительной отрасли. mass_2mass_3Ежегодный выпуск mass_4специалистов рабочих профессий только в ресурсном центре достигнет восьмисот человек. Помимо этого в Омской области уже 10 лет реализуется соглашение о партнёрстве между Инженерно-строительным институтом СибАДИ и двумя колледжами строительной направленности о непрерывном профессиональном образовании.
Ещё один фактор снижения технологических издержек – материальная база строительства. Для её развития, Координационным советом по промышленной и научно-технической политике реализуется межрегиональная инновационная программа «Сибирское машиностроение», предполагающая разработку механизмов, существенно сокращающих затраты труда и технологий. Наши учёные, например, разработали машину для устройства свайного поля в условиях стеснённой городской застройки и зыбучих грунтов. По расчетам разработчиков, общее удешевление работ при её использовании доходит до 40% от средненормативной стоимости.
И, наконец, еще один фактор себестоимости строительства – материалы и транспортные издержки. Развитие промышленности строительных материалов широко рассматривается на федеральном уровне и для наших регионов имеет существенное значение. К примеру, в Омской области за 5 лет планируется освоить, с учетом строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, 165 миллиардов рублей (за счёт всех источников финансирования). Если считать, что доля расходов на материалы составляет до 70% стоимости СМР, то можно оценить потенциал рынка по данной группе товаров на уровне 100-115 миллиардов рублей. mass_5Для региона это достаточно хороший объём. По этой причине мы реализуем Стратегию развития стройиндустрии и промышленности строительных материалов Омской области до 2015 года. Её суть заключается в переходе на самообеспечение под строительство одного миллиона квадратных метров жилья.
Помимо этого предложения, хочу сформулировать ряд мер, которые могут дать положительный импульс в реализации Стратегии развития Сибири. Необходимо, не прекращая сотрудничества с крупными сетевыми и генерирующими компаниями, привлекать инвесторов к проектам, предполагающим развитие автономных источников энерго- и теплоснабжения. Также следует разработать отдельное направление по организации выпуска оборудования для локальных инженерных систем – это необходимо для развития малоэтажного строительства. Считаю необходимым и создание единой информационной системы, в которой будет собрана вся информация по государственному спросу, в том числе и от членов МАСС. И, наконец, еще одна задача, прямо не относящаяся к вопросам строительства, но не менее актуальная сегодня, – развитие рынка арендного жилья в Сибири».mass_7mass_8

«О принятии и реализации региональных программ по развитию жилищного строительства Сибири», В. А. Эрлих, министр строительства и ЖКК Омской области: «За период реализации приоритетного проекта «Доступное и комфортное жильё гражданам России 2006-2010 гг., произошла существенная активизация темпов жилищного строительства СибФО. 6,6 млн. кв. метров жилья введено в эксплуатацию в прошлом году, что на 5% выше по сравнению с 2009 г.
(по РФ в целом произошло снижение темпов строительства на 3%). Все регионы округа в ноябре-декабре прошлого года на межведомственной рабочей группе Минрегиона РФ провели защиту индивидуальных программ жилищного строительства, в каждой из которых заложен механизм взаимодействия всех секторов экономики для формирования необходимой градостроительной документации по осваиванию участков, обеспечению их инженерной и дорожной инфраструктурой, объектами социально-культурного быта и благоустройства.
Для удовлетворения потребностей населения в жилье большое значение имеет строительство жилья эконом-класса и ИЖС. В текущем году доля ввода такого жилья составит соответственно 40% и 50%.
В нынешнем году на селе планируется ввести не менее 450 тыс. кв.
метров, а к 2013 г. – выйти на уровень 1 млн. кв. м (без учёта строительства жилья в областном центре). Для этого в составе региональной программы утверждена подпрограмма развития ИЖС, в соответствии с которой индивидуальным застройщикам оказывается поддержка в форме социальных выплат в размере до 70% расчётной стоимости жилого помещения, а также беспроцентного займа сроком на 10 лет. Поддержка идёт также за счёт субсидирования процентных ставок физическим и юридическим лицам при строительстве малоэтажных домов стоимостью не выше 20 тыс. руб. за 1 кв. метр.

mass_9mass_10

Не менее важные направления развития ИЖС – реализация программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также поддержка молодых семей в вопросах ИЖС (погашение процентных ставок по кредитам, предоставление займов, безвозмездное выделение земельных участков под строительство при рождении 3-го и последующих детей).
Актуальная для всех субъектов проблема – обеспечение участков строительства необходимой транспортной, инженерной и социальной инфраструктурой – сегодня решается в регионе не только за счёт бюджетных средств, но и путем налаживания государственно-частного партнёрства. К примеру, с 2010 г. в области реализуется инвестпрограмма МРСК «ОмскЭнерго» по развитию электросетевой инфраструктуры за счёт формирования тарифов по методу РАБ-регулирования. На реализацию подобных мероприятий в районы в прошлом году было направлено 123 млн. руб., что позволило обеспечить энергоснабжением 217 многоквартирных домов для переселенцев из аварийного жилья и оказать поддержку 1150 индивидуальным застройщикам. Введено в эксплуатацию 92 км линии электропередач, построено
30 трансформаторных подстанций. В текущем году на реализацию программы предусмотрено 230 млн. руб.: планируется провести электроснабжение 67 площадок комплексной малоэтажной и индивидуальной застройки, построить 70 трансформаторных подстанций, проложить 160 км воздушных и кабельных линий электропередач.
В Омской области близка к завершению подготовка документов территориального планирования и градостроительного зонирования, в рамках которой каждому субъекту местного самоуправления необходимо утвердить не менее 1-го проекта планировки комплексного ЖС. 18 таких проектов сегодня уже утверждено, 30 находится в стадии разработки, по 50-ти площадкам приняты решения о подготовке документации.

mass_11

Что касается проблем, то стоит отметить довольно низкие темпы ликвидации аварийного жилья: из 190 тыс. кв. метров фонда, в рамках 185-го ФЗ удалось ликвидировать около 50 тыс. кв. метров. В нынешнем году нами осваиваются дополнительно выделенные средства федерального бюджета, но объём неликвидированного аварийного жилья пока достаточно велик, также существует большая потребность в капитальном ремонте жилищного фонда».

«Документальное обеспечение территориального планирования в регионах Сибири как инструмент реализации стратегии социально-экономического развития», В. М. Сопко, директор НИИ градостроительства г. Новосибирска: «Вступление в силу документов территориального планирования – общей схемы, генпланов, правил земельной застройки – должно стать своеобразной точкой отсчета, приводящей к радикальному изменению характера повседневной деятельности исполнительных органов власти, которые должны способствовать формированию благоприятной среды проживания. Разработка документов ведется с 2009 г., за это время было выделено около 1 млрд. 200 млн. руб., что в расчёте на 6 лет составляет по 16,5 млн. руб. на каждый субъект Федерации – сумма относительно небольшая. И сегодня мы наблюдаем такую ситуацию: регионы сообщают о завершении работ по территориальному планированию, но большинство проектов еще не прошли согласования в Минрегионе.
И если проекты генпланов городских округов разработаны на 61%, то для сельских поселений эта цифра составляет всего 15,7%.
К тому же, элементарный анализ говорит о том, что все схемы территориального планирования разработаны автономно, без учёта интересов соседних регионов: при сопоставлении этих документов ясно видны даже нестыковки границ транспортных магистралей различных территориальных зон. Также необходимо учитывать схему расселения на территории округа: идёт тенденция «скатывания» жителей к крупным городам и транспортным магистралям. Тенденция развития городов свидетельствует о том, что актуальной становится роль крупных городских агломераций в развитии регионов страны. В СФО разработаны Красноярская, Иркутская программы агломерации, однако в этом направлении ещё предстоит много работать.
В связи с этими аспектами, предлагаю организовать повторный анализ схем территориального планирования СФО на предмет их комплексной совместимости и согласованности со стратегией развития округа в целом.
Аналогичная ситуация, демонстрирующая разрозненность в планах регионов округа, наблюдается и при формировании информационных баз по обеспечению градостроительной деятельности. Поправками в Градостроительный кодекс РФ предусмотрено создание и введение
3 уровневой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности – как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и муниципальных районов. Однако, отсутствие единой системы координат для составления топографических материалов и материалов землеустройства становится серьёзным препятствием создания единого информационного пространства. На территории субъектов Федерации действует более 200 систем координат, и около 90% топографических материалов требуют корректировки, с созданием растрового изображения информации. Финансирование этого процесса практически не ведётся.
Открытыми остаются вопросы, связанные с адаптацией существующих градостроительных нормативов к реальной обстановке в регионах – как проектировать, в каких нормативных рамках? Неопределённость с критериями качества жизненного пространства порождает множество недоразумений и судебных разбирательств. Сейчас законодательными органами предполагается создание индивидуальных нормативных показателей для каждого субъекта, с учетом специфики регионов: социально-демографических, культурно-бытовых различий, а также особенностей конкретного земельного пользования. К сожалению, на территории СФО ещё не все субъекты подготовили такие документы.
Насущной задачей для решения существующих проблем является подготовка кадров для органов власти, которые будут способны осуществлять полномочия в сфере градостроительной деятельности. Сегодня остро ощущается нехватка специалистов по разработке градостроительной документации, особенно для правительственной работы в муниципалитетах. Подготовка специалистов в сибирских вузах пока ведётся по лекалам советского периода: грамотных выпускников — единицы, высокий уровень их подготовки является, по преимуществу, результатом самообразования. Необходима реальная организационно-методическая помощь вузам по освоению новых стандартов – как со стороны планировщиков, так и со стороны государства. Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» и специалисты аппарата полномочного представителя Президента в 2010 г. подготовили учебное пособие «Вопросы территориального планирования», в рамках серии «Управляем сами». Уверен, что работа в этом направлении будет продолжена».

«О мерах по стимулированию малоэтажного жилищного строительства в Алтайском крае», А.И. Геттих, заместитель начальника Управления по строительству и архитектуре Алтайского края: «Первоочередной задачей для нас явилось создание и совершенствование нормативно-правовой базы градостроительной деятельности и территориального планирования. Законодательство для градостроительства на краевом уровне уже сформировано, утверждена схема территориального планирования края, в городских округах и районах ведётся работа по составлению схем. На сегодняшний день утверждено более 50% схем районов, с сельскими планами сложнее: из 703 поселений края на сегодняшний день разработку территориальных схем ведут только в 128, что составляет 18%.
Вторым направлением работы стало обеспечение застройщиков участками для осуществления комплексной застройки. Нами организован мониторинг предоставления участков для жилищного строительства. В 2010 г. было предоставлено 1446 земельных участков общей площадью в 270 га, 4 из них (40 га) отведены для комплексного освоения территории в целях малоэтажного ЖС в городских округах края. mass_12Большую тревогу вызывает предоставление земли для много-
этажного строительства: только 10 участков (3 га) – ресурсы точечной застройки уже исчерпаны, и сегодня единственным возможным вариантом развития многоэтажного строительства становится комплексное освоение площадок. Но здесь своя проблема: отсутствие инженерной и коммунальной инфраструктуры.
Ещё одна задача – развитие и модернизация производственной базы промышленности строительных материалов и малоэтажного строительства. mass_13За последние годы в Алтайском крае в эксплуатацию введено 17 новых технологических линий, открыто около 20 новых производств по изготовлению малоэтажных жилых домов различных конструкций. В 2009-2010 гг. освоено жилищное строительство с производственной базой индустриального территориального домостроения эконом-класса. Общая мощность введённых в эксплуатацию производств деревянного малоэтажного домостроения составляет более 100 тыс. кв. метров
в год – 40% от введённого в прошлом году жилищного фонда.
Индекс промышленного производства строительных материалов по отношению к 2009 г. составил 98,5%. Наиболее стабильным оказалось производство нерудных материалов, а производство ЖБИ превысило показатель предыдущего года на 10%. Для стимулирования инвестиционной активности предприятий строительного комплекса администрация края субсидирует 2/3 процентной ставки по привлекаемым предприятиями банковским кредитам. В 2010 была оказана инвестиционная поддержка 5-ти проектам предприятий строительного комплекса на общую сумму 19,2 млн. руб.
Особое внимание мы уделяем сохранению достигнутых объёмов ввода жилых домов и созданию условий для наращивания темпов ЖС. В 2010 г жилищный рынок Алтайского края оживился: объём ипотечного кредитования увеличился на 2,2 млрд. руб., (общий объём –
5,6 млрд. руб.). По объёму ввода жилья в эксплуатацию Алтайский край занял 5-е место среди субъектов СФО: введено 659,2 тыс. кв. мет-ров общей площади. Как положительную особенность ввода жилья, можно отметить сохранение объёмов сельского строительства. Традиционно, от 40 до 60% жилья вводится индивидуальными застройщиками. По итогам 1-го квартала 2011 г., населением за счёт собственных и заёмных средств введено 63,2 тыс. кв. метров жилья, что составило 82% от общего ввода. Широко представлены различные технологии малоэтажного строительства.
В качестве наиболее перспективного вектора развития ИЖС определено комплексное освоение территорий в целях малоэтажной жилой застройки. С 2006 г. в рамках нацпроекта «Развитие АПК» реализуется программа по развитию животноводства края, в которую вошло 17 системообразующих проектов. Все они входят в комплексный проект «Алтайское Приобье». Инвесторы организуют поэтапное строительство и ввод в эксплуатацию животноводческих и птицеводческих комплексов, строят жилые посёлки для работников».

«Об опыте территориального планирования в Тюменской области», А. П. Малышкин: «Реализация долгосрочной градостроительной политики в Тюменской области осуществляется на основании целевой программы, основные направления которой были приняты в 2005 г. К сроку, установленному первоначальной редакцией кодекса, вся документация была утверждена: подготовлена схема территориального планирования Тюменской области и муниципальных районов, генеральные планы и планы землепользования застройки 5 городских округов и 293 сельских поселений. Одновременно с тем, были разработаны и утверждены 209 проектов планировки (за счёт бюджетов различных уровней), 50 проектов находятся в разработке в текущее время.
В 2011 году, в целях завершения работ по созданию единой системы градодокументации, начата работа по предоставлению сведений о границах районов, городских округов, сельских поселений в органы Росреестра. Мы планируем поставить на учёт все границы территориальных зон, что позволит перевести земли иных категорий в пользование лесного фонда, населённых пунктов, сельского хозяйства.
В ходе этих работ уже выявился ряд проблем, связанных с отсутствием единого координационного пространства и технических требований по оформлению документов: на учёте в области сегодня стоит около 1 млн. земельных участков, действуют около 60 различных систем координат. Нами было принято постановление о создании местной системы координат, в соответствии с которой впоследствии разработали все документы территориального планирования.
На протяжении последних лет нами активно решаются задачи по обеспечению районов современной цифровой актуализированной топографической основой для разработки граддокументации. У нас имеются городские цифровые топографические карты различных масштабов (от 1:25000 до 1:2000) в закрытом и открытом вариантах (необходимы для разработки территориального планирования районов). Закончен пересчёт пунктов государственных геодезических сетей в полигонометрии, опорных межевых сетей топографических планов. Таким образом, нам удалось получить местную систему координат
Тюменской области, что позволяет рассматривать возможности территории с различной степенью детализации.
Данный картографический комплекс является основой введения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). В области продолжаются работы по формированию и развитию существующего банка данных. Мы одни из первых столкнулись с отсутствием на законодательном уровне полномочий по созданию и введению ИСОГД. Системы различных регионов работают автономно, но на современном этапе необходимо сформировать единое информационное пространство посредством интегрирования ИСОГД различных уровней. Необходимо говорить о многоуровневой системе, если мы хотим видеть всё наше пространство от общего к частному.
Сегодня невозможно обойтись без информатизации всех градостроительных процедур. Поэтому мы ведём работу по формированию системы обслуживания сети базовых станций Глонасс-GPS. Сеть уже собрана механически и проходит этап отладки. Смонтировано
25 станций наземного базирования. Мы имеем закоординированное пространство с абсолютно точным позиционированием объектов. Сегодня достигнута оптимальная скорость позиционирования GPS-приёмником любого геодезического инструмента – 10 сек, с точностью 10 мм».

М. Г. Хандаев, помощник полномочного представителя Президента РФ в СибФО: «В противовес громким словам о росте темпов ввода жилья, должен констатировать, что в настоящий момент строительство региона ещё не достигло точки роста. Чтобы это понять, достаточно обратиться к цифрам: в 2008 году в эксплуатацию было введено 7,2 млн. кв. метров жилья, а нынешние показатели составляют только 6,6 млн. кв. метров. Я покажу, в чем причина, на примере Новосибирской области, в которой отменили ранее действовавшие механизмы стимулирования. В результате, в 1-м квартале общий ввод составил 128 тыс. кв. метров – это в 2 раза меньше, чем в прошлом году. Если мы хотим в полной мере реализовать федеральную программу и ввести 90 млн. кв. метров жилья к 2015 году, нам нужно, с учётом пропорционального роста численности населения, «подтянуть» промышленность в 2 раза и достичь показателя ввода жилья около 12,5 млн. кв. метров. Для этого в повестку Координационного совета необходимо включить разработку единой программы ввода жилья по всему СФО и согласовать механизмы повышения производительности со всеми субъектами округа».

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти