Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Градостроительство | Удобный город: три уровня созидания. IV Открытый градостроительный форум «ГОРОД ЗАВТРА» 14-15 апреля 2010 г., Новосибирск

Градостроительство

Удобный город: три уровня созидания. IV Открытый градостроительный форум «ГОРОД ЗАВТРА» 14-15 апреля 2010 г., Новосибирск

А. А. ВЫСОКОВСКИЙ, председатель секции по градостроительству 
и территориальному планированию Союза архитекторов России, кандидат архитектуры. (публикуется в сокращении)

Gorod_zavtra_Visokovsky1. Измеряемые показатели качества жизни в удобном городе
Удобство города в первом приближении предполагает, что он будет соответствовать определенному набору качественных и количественных объективных характеристик, независимо от того, каким техническим образом они воплощены. Например, у жителей в домах должна быть вода. Это предполагает введение понятия нормы – характеристики (свойства) городских подсистем или деятельности по жизнеобеспечению, установленной в целях управления функционированием и развитием города и, соответственно, понятия нормативных показателей. Нормы должны обеспечить удобство или определенное качество проживания. Без преувеличения можно сказать, что тема нормирования была одной из основных в советской градостроительной науке. Однако, сейчас нормирование должно быть коренным образом пересмотрено в соответствии с новыми рыночными условиями и законодательством, как это и предусмотрено Градостроительным кодексом. Проблема состоит в том, что научная инфраструктура и, прежде всего, профессионалы утеряны, и все это необходимо возрождать заново.

2. Пространственная организация как основа удобного города
Удобство всегда связывается с правильной пространственной организацией объекта. Андреа Палладио2 применительно к постройке писал: «Удобство получится тогда, когда каждой части будет дано подходящее место и достаточное пространство, не меньшее, чем нужно для сохранения достоинства, и не большее, чем требует необходимость, и тогда все будет на своем месте…». Мне особенно нравится в этой цитате тезис насчет «достоинства», поскольку именно оно отсутствует в работе нынешних профессионалов – градостроителей. Вообще их сегодня осталось очень мало. Большинство же работающих в этой сфере некритично используют смесь из устаревшей и просто губительной для города «ступенчатой» модели планировочной структуры и бытовых наблюдений, в которых фигурируют традиционно проектируемые архитекторами объекты: кварталы, дома, комплексы, озеленение.
В результате в генеральных планах, как и раньше, отсутствуют самые важные среды, свойственные любому удобному городу, например, улица с многофункциональной активностью, ядра центральной активности, разнообразные типы жилой среды, скверы, парки, логистические комплексы и территории многофункциональной производственной деятельности. Таких элементов нет в градостроительном лексиконе. Неправильно размещаются ядра периферийных районов – градостроители ставят их, как правило, в геометрический центр «обслуживаемой» ими территории. Для жителей это очень неудобно, поведение людей организовано другим образом.Gorod_zavtra_6
Создалась ситуация, когда ресурсы в регионе и стране есть, но их рентабельное освоение и извлечение кооперативных выгод на международной арене противоречат одно другому.
Городу свойственны особые пространственность и метрика, отличающие его от любых других объектов, созданных человеком. Прежде всего, это проявляется в его неравномерности и неоднородности, в регулярном изменении всех физических параметров застройки, социальных характеристик жителей, их предпочтений и сценариев поведения. По мере приближения к центру растет плотность зданий и уменьшается расстояние между домами, увеличивается плотность сети улиц и уменьшается размер кварталов. Неравномерность связана с распределением различных функций и процессов: в центре города возрастает концентрация обслуживания, досуга и офисов, увеличивается плотность движения пешеходов, транспорта, событий уличной жизни, растет степень разнообразия предметного окружения, архитектуры, выбора услуг и способов времяпрепровождения.
Все это многообразие сред в сложившихся, эволюционно развивающихся городах довольно хорошо организовано и упорядочено в виде особого устройства, описанного мной в теории «неравномерно районированной пространственной структуры» города.
Согласно этой теории, города состоят из особых, сложных единиц, которые в теоретической географии принято называть узловыми районами. Основной элемент единицы – многофункциональный каркас с высокой концентрацией публичных, коммерческих функций и другой активности при невысоком содержании иных функций – жилья, рекреации, производства. Каркас включает главное ядро с наивысшей концентрацией и разнообразием функций, связные элементы (улицы) и дополнительные ядра в местах пересечения главных улиц с наибольшими потоками людей и общественного транспорта. Каркас имеет форму древовидного графа и занимает примерно от 15 до 60% территории единиц различных типов. Остальная ее часть – это примыкающие к каркасу относительно однородные территории с какой-либо одной доминирующей функцией: жилой, парковой, складской, производственной, транспортной, рекреационной. Эти территории также характеризуются разнообразием видов деятельности, но оно скорее «внутривидовое» и значительно менее выражено по сравнению с каркасом.
Неравномерно районированная структура города формируется из нескольких типов единиц. Это центральные, срединные и периферийные единицы с разным соотношением каркаса и монофункциональных территорий, с исторической и современной застройкой разных типов. Небольшие города состоят из одной единицы. При дальнейшем росте населения и территории города вокруг первой, центральной единицы начинают развиваться следующие единицы. В городах с населением 250 тыс. человек, как правило, складываются уже 3-5 единиц, включая одну центральную. В городах с населением 500 тыс. человек количество единиц увеличивается до 6-9. В городе с населением в 1 млн. жителей формируется 12-15 единиц. Каждая из единиц в городе относительно самодостаточна, развивается по своим «часам», но в то же время все они взаимосвязаны сквозными потоками людей, транспорта, информации и сбалансированы в целостной культурной и социально-экономической системе города.
Модель неравномерно районированной структуры – это инструмент для создания удобного города, который необходимо использовать в системе планирования и управления. Работа с этой инструментальной теорией позволяет планировать, оценивать и управлять городами независимо от их конкретного облика и параметров, таких как постмодернистская историчность архитектуры или буквальное воспроизводство исторического города в схемах застройки и времени доступности объектов обслуживания в стиле Андреаса Доуни и Элизабет Плэтер-Зубек. Неравномерно районированную структуру можно обнаружить в любом удобном городе, в любой культуре и в любых природных условиях, поскольку она воплощает в себе глубинные ценностные основы существования человека в пространстве – физическом и культурном. Неравномерно районированное устройство города позволяет горожанину наиболее эффективно и экономично, по сравнению с другими формами поселений, найти удовлетворяющие его условия и создать привлекательную среду проживания.
В связи с этим одной из важных задач в борьбе за удобный город должно стать очередной виток развития теории, обучение и переподготовка новой волны профессионалов, готовых к использованию современных инструментов планирования и регулирования пространственного развития города.

3. Компенсаторная механика создания городской среды
Последняя и самая сложная тема в обсуждении удобного города состоит в том, что все вышеуказанное – как введение норм и регламентов, так и правильное размещение объектов – еще не гарантирует успех управления. В удобном городе всегда остается нечто, не сводимое ни к каким объективным описаниям. Речь идет о городской среде как о сложном конгломерате, объединяющем материальное и социальное окружение с сознанием, личным отношением к нему человека и сообщества. Крайне важно в системе управления опираться на правильные ценностные основы определения того, что считать хорошим, а что плохим. Сегодня, как в профессиональной деятельности, так и в массовом сознании, действуют весьма упрощенные якобы «объективные» схемы такого оценивания, которые ведут к негативным последствиям. Приведем один из конкретных примеров на эту тему.
Одна из главных проблем состоит в том, что негативные черты жизни в городе – шум, загрязненность, теснота, небезопасность улиц, чрезмерная трата времени на перемещения и многие другие – неустранимы и вечны, как и сам город. Это результат концентрации большого количества людей, производств, информации и многого другого. Эти недостатки могут быть снижены, но абсолютно устранить их невозможно в принципе, поскольку они являются прямым продолжением достоинств города, тех преимуществ, благодаря которым города появились и распространились по всему свету. Кстати, сочетание в городе позитивных и негативных качеств – одна из причин, почему так опасны любые реализации утопий. Они всегда одномерны, настроены только на «хорошее» и только по одному, заданному их автором, образцу.
Gorod_zavtra_7Примирить негативное с позитивным горожанину позволяет выявленный и описанный нами психологический механизм, названный компенсаторной механикой оценивания и создания среды. Жители выстраивают свое отношение к местам, используя одновременно, как минимум, две ценностные шкалы, заданные двумя конкурирующими точками отсчета.
Первая шкала задается «точкой отсчета» – единственным, безусловным для всех жителей, главным местом города, его центром. Эта шкала удерживает ценность коллективного, публичного начала в городе. Ценность по этой шкале связана со смыслами доступности мест, высокой их связности с другими местами, близости к важным и интересным объектам торговли, культуры, высокого разнообразия, многоликости мест, «тусовки». Это некий синкретичный образ вечного «городского» праздника со множеством людей, сменами ролей и масок.
В центрах городов следует уделять внимание доступности и многообразию, наличию достаточного количества парковок, тогда как наличие зелени может быть сокращено, а уровень инсоляции квартир и шума снижен.
Вторая шкала задается ценностью персонального мира человека. Это шкала ценностей приватной, индивидуальной жизни, связанная с квартирой, дачей или старой квартирой родителей, двором, кварталом. В отличие от одной, общей для всех точки отсчета по ценностной шкале публичности, для этой шкалы характерна множественность локализаций точек отсчета. Ценность персонального, приватного пространства отсчитывается от самого себя или от «коллективного тела» своей семьи. В этой шкале ценятся совершенно иные смыслы жизни в городе – тишина, близость природного окружения, обилие зелени, ограниченность доступа посторонних на жилую территорию.
Каждый человек выбирает для себя то, что ему больше нравится или необходимо на конкретном этапе его жизненного пути. Место, которое он выбирает, должно удовлетворять его по одной доминантной шкале, но при этом он вполне понимает, что оно не столь хорошо по другой, «пассивной» шкале. Удовлетворенность по одному критерию компенсирует негативные качества по другому критерию, что и позволяет ему освоить это окружение, превратить его в полноценную среду относительно обоих вышеуказанных средовых полюсов. Сила правильно устроенного неравномерно районированного города состоит в том, что человек практически всегда может найти место с таким набором различных характеристик, который позволяет ему осуществить действие по психологической компенсации.
Поэтому с точки зрения компенсаторной механики не следует планировать и проектировать городские среды абсолютно оптимальные по обеим шкалам, ибо, во-первых, это невозможно, а во-вторых, не нужно. В центрах городов следует уделять внимание доступности и многообразию, наличию достаточного количества парковок, тогда как наличие зелени может быть сокращено, а уровень инсоляции квартир и шума снижен. И, наоборот, на периферии города обязателен контроль над экологией, шумовые пороги необходимо жестко отслеживать, рекреации должны быть представлены в полном объеме и, самое главное, должна быть обеспечена максимально удобная связь с ближайшим центральным ядром. При этом разнообразие коммерческих предложений обслуживания в самом районе должно быть существенно меньше, чем в центре города, а доступность других районов будет ниже, чем из центральной зоны.
Многое из сказанного всегда применялось на практике, важно провести эту идеологию как принцип. Это не значит, что инсоляция квартир не должна обеспечиваться, а шум и выбросы должны быть беспредельными в центре города. Речь идет о том, что контроль над качеством среды для каждого места в городе должен быть строгим, но избирательным. Несомненно, общество должно бороться с негативными проявлениями городской жизни и стремиться их уменьшить. Однако надо понимать, что подобные усилия должны быть эффективными.

1 Источник: Журнал «Российское экспертное обозрение». Выпуск «Удобное пространство города». №4-5 (22) - август 2007.

2 Палладио Андреа (1508-1580) – выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения. – Прим. «РЭО».

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер