Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Градостроительство | АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 16 октября 2009 г. Правительство Омской области

Градостроительство

АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 16 октября 2009 г. Правительство Омской области

Проект планировки города Омска в границах: ул. Б. Хмельницкого – Левый берег р. Омь – Окружная дорога – граница промышленной территории – ул. Ипподромная

1-GradЛ. К. Маслова, заместитель генерального директора ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект»: Современное состояние территории общей площадью 1782 га представляет собой образец советского градостроительства, когда жилье строилось в непосредственной близости к производственной территории. Социальная инфраструктура развита на уровне первичного обслуживания. С позиций современных веяний недостает современных объектов спорта, развлечений и отдыха. Есть проблема хранения личного автотранспорта и отсутствия качественного городского благоустройства.

При этом вся территория рассечена ж.-д. веткой, связывающей ж.-д. узел со станцией Комбинатская, имеющей массу ответвлений на все производственно-коммунальные территории. Это создает большие проблемы в развитии транспортной сети, представленной в настоящее время городскими и районными магистралями по ул. Омской,
10 лет Октября, 20 лет РККА, Масленникова, ул. Л. Чайкиной, пр. Космическому с выездом на окружную дорогу. Также большие проблемы для развития транспорта создают существующие наземные тепловые магистрали, окутывающие промышленные территории.

Благоустройство промышленных территорий крайне низкое. Существующие ливневые системы по основным улицам сбрасываются в реки без очистки. Помимо транспортных проблем, жилые здания существуют в санитарно-защитных зонах исправительных учреждений, кладбища, объектов ПО «Автоматика», железнодорожных путей и т. д. Существенную часть территории занимают коммунально-промышленные площадки с действующими предприятиями.

В пойменной части прибрежной зоны
р. Омь существуют садовые территории, заброшенный лесопитомник, лодочная станция. Вдоль перепада рельефа тянется наземная магистральная теплотрасса. Рельеф нарушен, территория захламлена и не обустроена. В целом она требует экологического оздоровления.

Исходя из сложившейся планировочной структуры, рассматриваемая зона представлена тремя территориями, отличающимися видом использования. Территории 1-3,1-4 (1240 га) – это, в основном, жилая функция, 1-8 (550 га) – в основном, коммунально-складские и промышленные территории.

Территория 1-3 в границах: ул.
Б. Хмельницкого – левый берег р. Омь – Окружная дорога – ул. 2-я Производственная – ул. 25-я Линия – ул. Лермонтова – ул. 3-й Разъезд – ул. Бердникова – ул. Ипподромная – 760 га.
Территория жилой застройки занимает 299 га (33%). Также здесь расположен Парк культуры и отдыха им. 30- Летия ВЛКСМ – 77 га (10%). Территории промышленных предприятий и коммунально-складских зон составляют 143,57га (почти 20%). Остальные 37% (280 га) – это необустроенные прибрежные территории, территории исправительных учреждений, НИИ приборостроения, учреждений администрации Омского района, комплекс зданий Академии физкультуры, стадион «Красная звезда», районный Дворец творчества, городские больницы. В числе этих необустроенных территорий – 46 га – это земли сельскохозяйственного назначения.

Существующее население составляет
37 тыс. человек. Фактическая плотность населения 124 чел. на 1 га. Это низкий показатель, иллюстрирующий неэффективное использование земли. Инженерная обустроенность территории достаточно высокая и позволяет говорить о возможности развития.

Территория 1-4 в границах: ул. Бердникова – железная дорога – граница Восточного кладбища – Окружная дорога – граница промтерритории – Сенной тупик. Из общей площади в 470 га территории промышленных предприятий и коммунально-складские составляют 107 га (23%), жилая застройка – 277 га (59%), население составляет 51,3 тыс. чел., плотность – 185 чел./га – ниже нормативной и позволяет говорить о некотором увеличении жилого фонда. Основной планировочной и транспортной осью территории является Космический проспект. По карте градостроительного
зонирования территория подлежит застройке зданиями средней этажности. Учитывая реалии сегодняшнего дня возможен вариант развития малоэтажной застройки, дополнив территорию объектами социальной инфраструктуры.

Территория 1-8 в границах: ул. 3-й Разъезд – ул. Лермонтова – ул. 25-я Линия – ул. 2-я Производственная – Окружная дорога – граница Восточного кладбища – железная дорога. Из площади 552,93 га основную часть занимают промышленные и коммунально-складские предприятия – 367,55 га (66%), капитальная жилая застройка – 32,2 га (1,2%), население, проживающее в капитальном жилье, составляет 2 600 чел. Здесь выявлены территории, никак не используемые, но стоящие на кадастровом учете. Имеются государственные и муниципальные земли без конкретного назначения – около 20 га и столько же земель вообще ничьих.

Транспортная связь с городским центром осуществляется по основным улицам районного значения: ул. Б. Хмельницкого,
10 лет Октября, Масленникова, Л. Чайкиной. В перспективе рассматриваемая территория будет обслуживаться метрополитеном. Сформирована улично-дорожная сеть районного значения (15 м) и внутриквартальные подъезды (6-9 м). Общественный транспорт здесь развит достаточно хорошо, но остро стоит вопрос ремонта и реконструкции существующей улично-дорожной сети. Конечно же, существуют проблемы, связанные с наличием железнодорожных путей и наличием железнодорожных переездов. В настоящее время особенно важно для обеспечения поперечных связей привести в соответствие параметры таких улиц, как 20 лет РККА, Лескова, Бердникова, 3-й Разъезд, до 4-х полос движения. Проектом предусматривается строительство путепровода для выхода ул. 20 лет РККА на ул. 10 лет Октября через ул. Лескова. Кроме того, Объездную грузовую дорогу также необходимо привести к габаритам, обеспечивающим требуемый пропуск грузового транспорта. Для организации непрерывной транспортной связи требуется выполнение развязок в местах пересечения основных транспортных магистралей. Одной из проблем существующей транспортной структуры данной территории является отсутствие кратчайших путей между частью жилых районов 1-3 и 1-4, т. к. между этими зонами размещены крупные промплощадки и ж.-д. пути. Проектом планировки сохранена возможность последующего строительства грузовой дороги с мостовым переходом через реку Омь.

Проведя анализ существующей территории, можно констатировать, что для ее дальнейшего освоения требуется провести упорядочение и модернизацию промышленных предприятий Куйбышевской промзоны – для снижения негативного воздействия на жилые кварталы. В то же время большие прилегающие территории промышленно-коммунальных зон позволяют расположить в них дополнительно к существующим необходимое количество парковок.

В этой части города намечено уплотнение и упорядочение существующей застройки. Проектом планировки предлагается формирование жилой застройки вдоль сложившихся улиц и дополнение жилых кварталов объектами соцкультбыта.

Улица Б. Хмельницкого в настоящее время является линейным центром и в дальнейшем продолжит развиваться в этом качестве.

Застройку основных улиц формируют архитектурные комплексы зданий от 9 до 18 этажей.

Ряд территорий, занятых капитальным одноэтажным жилым фондом, проектом сохраняется под развитие одноэтажного жилого фонда. Они также подлежат упорядочению и благоустройству, с дополнением объектами первичного обслуживания.

На подверженном оползням рельефе
р. Омь предлагается выполнить берегоук­репляющие мероприятия, чтобы появилась возможность использования этой части территории для формирования речного фасада левого берега реки. В пойменной части с использованием земель бывшего питомника должна быть создана рекреационная зона.

Для улучшения экологического состояния проектом предусмотрена система зеленых насаждений: в дополнение к существующему парку, бульварам вдоль пр. Космического, помимо прибрежной рекреационной зоны, предусматриваются внутримикрорайонные благоустроенные пешеходные бульвары, соединяющие существующий парк и прибрежную рекреацию вдоль основных планировочных осей по 16-й и 20-й Линиям, ул. Лермонтова, Красных Зорь, Омской и ул. Нейбута, с полноценными скверами в зонах общественных комплексов между ул. 10 лет Октября и Лермонтова. Обязательно создание зеленых полос, отделяющих жилье от промышленных предприятий.

Также необходимо обратить внимание на реконструкцию озеленения с созданием современных ландшафтных решений вдоль основных магистралей Чкаловского поселка. Нормативная площадь озеленения на 1 жителя – не менее 6 м2.

Важно отметить необходимость отдельной разработки проектной документации промышленных территорий для их оптимизации и благоустройства. Необходимо также решить вопрос о закрытии кладбища. Его защитная зона, по новому СанПиНу, перекрывает существующие микрорайоны и препятствует развитию новой застройки.

В результате предложенных мероприятий в целом по всем трем территориям жилой фонд территории увеличивается в 1,3 раза и достигает 2000 кв. м, а население достигает 140 тыс. против существующих 100 тыс., соответственно на эту численность в проекте предусмотрены все необходимые элементы обслуживания.

Проект планировки территории в границах улиц:
6-я Станционная – Сибирский проспект –
дорога на п. Светлый

2-GradС. В. Москалюк, ГАП, ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект»: Сейчас данная территория частично занята квартальной усадебной застройкой. С севера территория ограничена железной дорогой и существующими микрорайонами средней этажности по
ул. 6-я Станционная. С юго-запада размещены кварталы индивидуальной малоэтажной застройки. С юга – свободные территории, в перспективе подлежащие застройке. С востока территория центра непосредственно примыкает к парковой зоне. Между улицей 6-я Станционная и Сибирским проспектом, помимо существующей АТС, в стадии строительства находится ряд объектов общественного назначения.

Проектируемый центр планировочного района представляет из себя совокупность линейных центров как существующих, так и вновь проектируемых, расположенных вдоль основных магистралей и объединенных в единую взаимосвязанную систему центральным ядром с парковой зоной.

Согласно генеральному плану и карте градостроительного зонирования ядро центра размещается в треугольнике улиц 6-я Станционная – Новокирпичная – парк планируемого района. На момент проектирования основные свободные от зелени и застройки площадки были распределены между инвесторами и частично застроены. Для завершения формирования единого ансамбля центра и организации одного из главных входов в парковую зону предлагается в районе выхода из станции метро разместить здание Дворца детского и юношеского творчества. Вместе со зданием торгово-развлекательного центра они формируют площадь у одного из главных входов в парк. Для завершения формирования застройки улицы Новокирпичной – Сибирский проспект на их пересечении предлагается разместить гостинично-оздоровительный комплекс. Своей развитой стилобатной частью он вместе со зданием Дворца творчества и крытым катком формирует пространство внутреннего регулярного сквера с основной и вспомогательной входными аллеями. В развитие центральной части, территориальные резервы которой ограничены проектируемой парковой зоной, на месте существующих кварталов индивидуальной жилой застройки в границах улиц Новокирпичной, Машиностроительной, Тытаря, 1-я Путевая предлагается разместить объекты офисно-делового, торгового и культурно-зрелищного назначения. Близость железной дороги, путепровода общегородской магистрали непрерывного движения делает рассматриваемую территорию некомфортной для размещения жилья. Четкое зонирование на офисно-торговую и культурно-зрелищную части позволяет создать внутреннюю пешеходную улицу.

Эскиз застройки в границах улиц:
Лукашевича – Крупской – Туполева
(мкр. «Прибрежный») в г. Омске

3-GradА.В. Бегун, директор ОАО «Архитектурное Бюро Бегун А.В.»: Не считая существующего комплекса «Арена-Омск», на этой территории уже построен гипермаркет Obi, в перспективе предполагается разместить большой ТРК «Арена Молл», остальная территория отдается под жилую застройку. Таким образом, вся территория улицей Перелета делится на две части. В районе улиц Прибрежной, Лукашевича, Крупской, Перелета – общественный центр. А далее формируется жилой микрорайон.

В конце 2007 года проект на данную территорию представляла американская фирма Laguarda.Low. По высказанным замечаниям мы дорабатывали до конца эту работу. Замечания касались организации парковочных мест и расчета объектов соцкультбыта. По парковочным местам мы сделали расчет и нашли логическое построение транспортных и пешеходных зон, была организована упорядоченная система парковок, которая позволяет покрыть всю потребность. Необходимое количество – 8864 машиноместа, запроектировано – 9185 машиномест. Увеличение сделано за счет расположения плоскостных парковок, частично подземной стоянки и многоэтажного паркинга.

Учитывая, что это один из центров Левобережья, большое внимание уделено силуэтности застройки. Самые высокие дома располагаются по улице Крупской, более пониженные – по улице Прибрежной. Замыкает застройку общественного центра большой дом с высотным видовым акцентом – 35-этажной башней, которая является стержнем всей этой композиции, доминантой, уравновешивая всю территорию. Его первые три этажа – общественная зона, далее – элитные панорамные квартиры с «изюминкой». В поддержку жилой башни запроектирована гостиница по улице Лукашевича. Она тоже является высотным объектом.4-Grad

Для жилой застройки разработано семь типов домов. Первый тип – наиболее массовый, – 10 единиц, этажностью от 7 до 13 этажей. Затем, по улице Крупской – дома этажностью от 7 до 16 этажей. Каждый дом обеспечен подземной парковкой.

5-GradВ целом сделано несколько вариантов архитектурного оформления. Также представлены различные варианты высотки – как более футуристичный с выступающими элементами, так и более обобщенный.

Общая территория под строительство – 44,6 га. Жилая часть – 32 га. Общая площадь квартир – 287410 кв. метров. Общее количество жителей – 8 208 человек.

По плану: три детских садика по 280 мест каждый. Одна общеобразовательная школа примерно на 1400 учащихся. Все первые этажи домов нежилые, используются для входных вестибюлей и коммерческих организаций.

Хотелось получить удобное проживание, чтобы не было большой скученности населения. Поэтому застройка не очень плотная, в середине микрорайона получается комфортная зеленая зона, также зелень внедряется во все дворы.

 

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти