Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Градостроительство | Нет препятствий для территориального планирования

Градостроительство

Нет препятствий для территориального планирования

Государственная Дума 25 февраля приняла во втором чтении поправки в Градостроительный кодекс РФ, предусматривающие оптимизацию и существенное упрощение процедур территориального планирования.

А.Н. Береговских
Государственная Дума 25 февраля приняла во втором чтении поправки в Градостроительный кодекс РФ, предусматривающие оптимизацию и существенное упрощение процедур территориального планирования.
Комментируя законопроект, который уже нужно настраиваться исполнять, так как третье чтение предусматривает возможность только незначительных юридически-технических поправок и исправление орфографических недочётов, построю своё рассуждение как предложение по решению новых задач, связанных с устранением препятствий. К основным устранённым препятствиям отнесены: стратегии и программы социально-экономического развития; цели и задачи территориального планирования; экспертиза документов; планы их реализации; генпланы сельских поселений в определённых случаях.

В составе нерешённых задач территориального планировании по новым правилам можно выделить следующие.
1. В качестве первой серьёзной задачи обозначу трудности реализации двух зависимых норм:
- «Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии)…»
- «Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет».
С одной стороны, очень хорошо, что законодательно установлена преемственность стратегических решений в документах территориального планирования, с другой же стороны отсутствие стратегий не является препятствием для подготовки генеральных планов. А цели и задачи территориального планирования из состава документа исключены, так как должны быть определены в составе стратегического документа социально-экономического развития, что вполне справедливо. Но, как же быть, если такого документа нет?
Внесение изменений в генплан после утверждения стратегии будет весьма проблематичным. Мы понимаем, как могут отнестись финансовые службы в регионах и муниципалитетах к норме о том, что «генеральные планы утверждаются на срок не менее чем двадцати лет», а именно – будут делать всё возможное, чтобы на корректировку генеральных планов в течение 20 лет не было выделено ни копейки.

2. Очень сложно будет отследить исполнение такой нормы, как:
«Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения».
То есть в тот же день, как документ федерального уровня утверждён, и по какой-то причине содержит решение о прохождении федеральной дороги по территории муниципального образования, предназначенной под строительство в соответствие с генеральным планом, это «место» генерального плана отменяется. Точность определения границ размещения конфликтующих объектов федерального, регионального и местного значения различна. Определить размер противоречия через портал федеральной государственной информационной системы территориального планирования, если решения проектов размещаются не в виде объектно-ориентированной базы данных, а в виде «картинок» совершенно невозможно.

3. Установленная возможность для сельских поселений (их в России около 20-ти тысяч) принимать решение о подготовке генерального плана в лучшую сторону отличается от предлагаемого варианта к первому чтению поправок. Но, остаётся масса вопросов – как определить предполагается или не предполагается изменение существующего использования территории поселения? А если просто нет документов комплексного социально-экономического развития и схемы территориального планирования муниципального района? Это значит, что размещение объектов не предусмотрено? Не нравится мне эта норма, не защищает она право гражданина на благоприятную среду жизнедеятельности, гарантированное государством, а полностью перекладывает ответственность на местное самоуправление.
Мы обращаем особое внимание на анализируемую норму и приводим текст полностью.
«Представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:

1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития;
2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.»

4. Включение в содержание схемы территориального планирования муниципального района «карты функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов)» - это половинчатая мера. Было бы лучше определить сплошное функциональное зонирование, которое постепенно заменило бы «категории земель».

5. Непросто будет выполнить новое положение об обязательности включения в текстовые материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района «перечня земельных участков, расположенных на межселенных территориях и включаемых в границы населенных пунктов или исключаемых из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования».
Может так случиться, что в связи с большим, неучтённым при определении стоимости работы, объёмом работ по переписи великого множества «дачных» и прочих участков многие «очень, очень» населённые пункты так и не приобретут юридического значения, будут по жизни «незаконнорожденными».

6. Не ясно различие в формулировках «отображаемых» на утверждаемых картах генерального плана объектах:
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения».
Почему границы населённых пунктов отображаются без описания, а границы функциональных зон должны быть описаны?

7. Особенного внимания требует положение, отличное от редакции, принятой в первом чтении, определяющее механизмы реализации документов территориального планирования. Теперь реализация документов территориального планирования должна осуществляться не через планы реализации этих документов, а путём выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными соответствующими органами власти и реализуемыми за счёт средств соответствующих бюджетов. Вероятно, такой подход больше соответствует бюджетному законодательству. Но, насколько возможно такое быстрое внесение изменений (в течение двух месяцев!) в главные финансовые документы? И в какой части должны эти документы, принимаемые, как правило, на краткосрочный (3 года) или среднесрочный периоды (5-10 лет) учитывать положения территориального планирования? Эти вопросы в принятом во втором чтении документе не прописаны.

Например: «В случае, если программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса приняты до утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, такие программы и решения подлежат в двухмесячный срок с даты утверждения указанных документов территориального планирования приведению в соответствие с ними».
А вот документы территориального планирования предполагается менять в течение пяти месяцев после принятия какого-либо неучтённого решения в программах.
В случае, если программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов… принимаются после утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, в указанные документы территориального планирования в пятимесячный срок с даты утверждения таких программ и принятия таких решений вносятся соответствующие изменения».
То есть, чтобы внести изменения в генеральный план, нужно включить мероприятие в программу, «выбить» деньги, а потом отобразить соответствующий объект в генеральном плане или другими словами, выполнить операцию «показать на карте».
Такое сочетание норм нужно как следует обдумать…

Как очень прогрессивные нормы мы отмечаем следующие:
1. Замечательно, что объекты капитального строительства (ОКС) заменены на объекты федерального, регионального и местного значения, к которым теперь относятся помимо ОКС иные объекты и территории. Три раза хорошо, что виды объектов регионального и местного значения будут определяться законом субъекта Российской Федерации. Первое – что спектр объектов расширен и документ территориального планирования может планировать развитие территорий, а не только размещать ОКСы. Второе - что виды объектов должны быть установлены, а не самостоятельно определены проектировщиком в меру его понимания полномочий соответствующего органа. Третье – очень хорошо, что региональные и местные виды объектов будут установлены одним законом, что обеспечит преемственность региональной и муниципальной политики.

2. Норма о том, что «утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон» позволяет деликатно и без «жертв» в будущем реализовать поручение Правительства РФ о замене института «категорий земель» на функциональное и территориальное зонирование. Было бы очень правильно, если бы аналогичное решение было принято и по отношению к территориальному зонированию в виде поправки о том, что утверждение в правилах землепользования и застройки границ территориальных зон является основанием для принятия решений об изменении границ земельных участков, их разрешённого использования и т.д.
3. Впервые в федеральном градостроительном законе обозначена необходимость принятия «требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения». Ответственность за подготовку и утверждение таких требований возложена на Минрегионразвития России. Остаётся пожелать уполномоченному органу принять документ как можно быстрее, и максимально хорошего качества. Требования обеспечат возможности всем градостроительным проектировщикам понимать друг друга, говорить «на одном языке». Заказчик же сможет надеяться на преемственность решений разного уровня.
Недостаток этого нововведения в том, что касается оно только документов территориального планирования и только объектов федерального, регионального и местного значения. Единая система требований должна быть утверждена для описания и отображения всех пространственных объектов, участвующих во всех документах градостроительного проектирования в качестве обязательных объектов опорного плана и объектов градостроительного регулирования, являющихся результатами утверждённых документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий.

4. Хорошо, что Кодекс разъясняет, каким образом в документах определяются зоны размещения объектов федерального, регионального и местного значения. Теперь не нужно доказывать, что границы земельных участков невозможно отобразить на схеме территориального планирования региона.

5. Хорошо, что внесена ясность в определение графических частей документов территориального планирования. Взамен вариативного представления – то ли карта, то ли схема, установлено однозначное определение всех графических материалов – карта.

6. Положительно можно оценить уточнения по поводу проведения публичных слушаний при внесении изменений в генеральный план или правила землепользования и застройки по отношению к части территории поселения.

7. Вероятно, нужно признать великим достижением то, что спустя шесть лет неустанной борьбы за трёхуровневую информационную градостроительную систему, мы получили половинчатую меру в форме федеральной государственной информационной системы территориального планирования, определённой как «информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования». В определении между строчками можно разглядеть (если очень хочется) слабую возможность разрешающую иметь в регионах какую-то особенную градостроительную систему, но не ИСОГД, и не ГИС ТП, а что-то другое… Наверное, нужно предлагать регионам просто и ясно – ИАС УГРТ!
Теперь остаётся подождать, когда Правительство Российской Федерации установит правила ведения информационной системы территориального планирования и определит оператора, который обеспечит ее создание и функционирование.

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти