Главная | Архитектура и строительство | Статьи | События | Что Год экологии принес мясопереработчикам?

События

Что Год экологии принес мясопереработчикам?

CeC0303_vnut33

CeC0303_vnut34

CeC0303_vnut35

Алексей Костюнин, председатель экспертного Совета по вопросам экологии Национального союза мясопереработчиков

Я руководитель крупнейшего мясокомбината Нижегородской области и председатель экспертного Совета по вопросам экологии Национального союза мясопереработчиков России, поэтому данный вопрос рассмотрим на примере моего предприятия и мясопереработки в целом. Сразу оговорюсь, что не буду затрагивать планируемые изменения в законодательстве об охране окружающей среды (это отдельный большой разговор), а сделаю некий срез «де­факто».

Итак…

1. Категоризация.

До 1 января 2017 года все промышленные объекты должны были быть поставлены на государственный учет и «откатегорированы» согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий опасности, установленными ПП РФ от 28 сентября 2015 года №1029. В зависимости от позиции регионального Росприроднадзора предприятия пошли разными путями. Первые, к числу которых мы относимся, зарегистрировали отдельные объекты. Вторые зарегистрировали промплощадку в целом.

Наш пример:

• Убойный цех – I категория.

• Колбасный цех – II категория.

• Компрессорный, очистные, котельная, АТЦ и РМЦ – III категория.

Напомню, что вся мясопереработка попала в первую или вторую категорию! Поэтому те, кто регистрировал промплощадку в целом, попали в первую категорию с убоем или во вторую, а с большими объемами – в первую, без убоя. Объекты I и II категорий оказывают значительный и умеренный, соответственно, уровень воздействия на окружающую среду, а значит, подлежат более строгому надзору. Если все производственные объекты поставлены на учет в качестве единого объекта, оказывающего негативное воздействие, может возникнуть ситуация, когда нарушение требований к объектам I или II категории приведет к остановке промплощадки в целом. Поэтому считаю, что наш путь правильнее!

В настоящее время в Минприроды России рассматривается предложение о корректировке вышеуказанных критериев с целью отнесения предприятий пищевой промышленности к III и IV категориям. Очень надеюсь, что критерии будут изменены и мясопереработка попадет в те категории, где она должна быть на самом деле!

Если этого не произойдет, то предприятия, имеющие объекты, отнесенные к I категории, ожидает:

• контроль со стороны Федерального Росприроднадзора,

• внедрение наилучших доступных технологий (не самое страшное),

• установка автоматизированных систем по контролю за составом и объемом сточных вод,

• установка автоматизированных систем по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом их выбросов в атмосферный воздух,

• прочие прелести злостных загрязнителей окружающей среды.

2. Выбросы.

ФЗ РФ от 4 мая 1999 года № 96 «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно проекту НПДВ наш мясокомбинат контролируется по 45 видам загрязняющих веществ. В 2017 году платежи за негативное воздействие на окружающую среду выбросов от стационарных источников составят 1 100 рублей. Затраты мясопереработчиков за выбросы в атмосферный воздух не значительные, не считая разовых затрат на оформление санитарно­защитной зоны, особенно для тех предприятий, которые находятся в городской черте застройки.

3. Сбросы.

ФЗ РФ от 7 декабря 2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении».

В конце 2016 года Постановлением Правительства РФ от 3.11.2016 г. №1134 внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения. Ключевые из них:

• Изменена формула расчета штрафа за негативное воздействие на сети.

• Изменились ПДК на некоторые загрязняющие вещества.

• Проведена группировка загрязняющих веществ по степени их воздействия на сети.

Как изменилась формула расчета штрафа за негативное воздействие на сети, приведу на примере, описанном в таблице № 1.

Как изменились ПДК на некоторые загрязняющие вещества, показано в таблице № 2.

Анализируя таблицу № 2, можно сделать несколько важных выводов:

• По БПК5 и ХПК предельно допустимые концентрации увеличены только для общесплавных систем канализации.

• По фенолам ПДК увеличена в 20 раз, и это справедливо!

• На железо увеличили с 3 до 5, но этого мало, так как вынуждает нас работать с флокулянтами на основе алюминия, при том что на основе железа очистка стоков более эффективная.

• На сульфаты увеличили с 300 до 1000, скорее всего исправляя «косяк», так как в питьевой воде допускается 500.

• Предельно допустимые концентрации для сброса в централизованные системы водоотведения все равно остаются слишком жесткие.  Особенно по азоту, железу, ХПК и БПК5.

• При этом, как всегда, законодатели заложили бомбу. Речь идет о ПДК на азот (пункт 4 приложения № 5 к ПП № 644). Дело в том, что азот можно убрать из стоков только при биологической очистке, что и происходит на районных очистных сооружениях со степенью очистки 97%. Ни одни локальные очистные сооружения не чистят стоки от азота. Какие бы чистые стоки мы не сбрасывали, все равно будем платить за негативное воздействие на сети. Либо строй биологию. Абсурд!

Группировка загрязняющих веществ по степени их воздействия на сети приведена в таблице № 3.

Анализируя таблицу № 3, можно сделать несколько важных выводов:

• Особое внимание обратите на фенол!

• Не меньшее внимание железу!

• Ну и, конечно, азот!

29 июля 2017 года вступили в действие Федеральные законы № 225 и № 273, которые внесли изменения в закон «О водоснабжении и водоотведении» №416 от 7 декабря 2011 года. Согласно вышеупомянутым законам с 1 января 2019 года для абонентов будут установлены нормативы состава сточных вод (далее НССВ), полномочия по утверждению которых переданы органам местного самоуправления. Таким образом, утвержденные нам Росприроднадзором НДС прекратят свое действие! Ура!

Но на самом деле ничего не изменится. Дело в том, что НССВ, скорее всего, будут рассчитаны по той же самой методике, по которой рассчитывались НДС!

В таблице № 4 представлены загрязняющие вещества, по которым для нас были рассчитаны НДС.

В колонке 2 указаны концентрации загрязняющих веществ в стоках мясокомбината до очистки на ЛОС (мг/л). В колонке 3 указаны ПДК по приложению № 5 к ПП № 644, по которым нас контролирует водоканал и которые мы с трудом, но выдерживаем. В колонке 4 указаны рассчитанные для нас НДС. В колонке 5 справочно указаны ПДК на воду питьевую по СанПиН.

Из анализа вышеприведенной таблицы можно сделать следующие выводы:

• Рассчитанные по действующей методике НДС и НССВ невозможно соблюсти без применения биологической очистки, а по некоторым веществам и с ее применением.

• По некоторым веществам НДС жестче, чем требования к питьевой воде. Абсурд!

• Чем хуже работают районные очистные сооружения, тем жестче будут нормативы допустимых сбросов для абонентов.

• При такой методике водоканалы никогда не будут платить за экологический ущерб. Вся плата за экологический ущерб ляжет на плечи промышленности.

• Методика расчета НДС и НССВ противоречит здравому смыслу, и, как следствие, нормативы невыполнимы.

4. Размещение отходов производства.

ФЗ РФ от 24 июня 1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления».

Отходы подразделяются на 5 классов:

• I класс – чрезвычайно опасные отходы.

• II класс – высокоопасные отходы.

• III класс – умеренно опасные отходы.

• IV класс – малоопасные отходы.

• V класс – практически неопасные отходы.

Отходы I, II и III классов опасности передаются на утилизацию. Плата за негативное воздействие взимается за отходы IV и V классов опасности. Наш мясокомбинат имеет лимиты на размещение по 29 видам отходов. В 2017 году платежи за негативное воздействие на окружающую среду, при размещении отходов IV и V классов опасности, составят ~ 60 000 рублей. Платежи за услуги по утилизации отходов I, II и III классов опасности составят ~ 50 000 рублей. Затраты на вывоз ТБО в 2017 году составят ~ 1 200 000 рублей.

5. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

На сегодня нормативы платы установлены ПП РФ от 12 июня 2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы … сбросы … размещение отходов …» и ПП РФ от 19 ноября 2014 года № 1219, где установлены коэффициенты на период с 2015 по 2017 годы включительно.

С 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года применяются следующие коэффициенты:

• коэффициент 0 – за объем отходов, переданных на утилизацию;

• коэффициент 1 – за объем размещенных отходов в пределах лимитов;

• коэффициент 1 – за объем выбросов, сбросов в пределах НДВ и НДС;

• коэффициент 5 – за объем выбросов, сбросов в пределах временно разрешенных;

• коэффициент 5 – за объем отходов, размещенных с превышением установленных лимитов;

• коэффициент 25 – за объем выбросов, сбросов, превышающих установленные разрешениями.

С 1 января 2020 года будут применяться следующие коэффициенты:

• коэффициент 0 – за объем выбросов, сбросов в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий;

• коэффициент 25 – за объем выбросов, сбросов в пределах временно разрешенных;

• коэффициент 25 – за объем отходов, размещенных с превышением установленных лимитов;

• коэффициент 100 – за объем выбросов, сбросов, превышающих установленные для объектов I и II категорий.

6. Выводы.

1) Действующие критерии категоризации не отражают реальную картину негативного воздействия мясоперерабатывающих предприятий на окружающую среду.

2) Анализируя фактическое воздействие мясоперерабатывающих предприятий на окружающую среду, даже имеющих собственный убой, можно сделать вывод о незначительном его уровне.

3) Вся мясопереработка должна быть в 3­й категории.

4) Рассчитанные по действующей методике НДС невозможно соблюсти без применения биологической очистки, а по некоторым веществам и с ее применением.

5) Методика расчета НДС противоречит закону «Об охране окружающей среды», здравому смыслу и, как следствие, должна быть пересмотрена.

6) Предельно допустимые концентрации для сброса в канализацию должны быть не жестче фактически сложившихся концентраций загрязняющих веществ в сточных водах жилищного фонда.

СеС №03(03) 2017

 

 

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер