Главная | Архитектура и строительство | Статьи | События | МОСТЫ ОМСКА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ. ХРОНИКА

События

МОСТЫ ОМСКА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ. ХРОНИКА

AiS5133vnutr34

AiS5133vnutr35

AiS5133vnutr36

С увеличением народонаселения и развитием цивилизации всё более проявлялась потребность общения как между отдельными народами, так и между обитателями различных населённых пунктов, что в свою очередь вызывало необходимость устройства удобных путей сообщения. При прокладке таких путей, очевидно, должны были представляться случаи пересечения рек, глубоких оврагов и пр., а потому необходимость соединения противоположных берегов реки каким-либо сооружением (мостом) ощущалась ещё в давние времена.

Первые мосты, по всей вероятности, отличались крайней простотой и были, без
сомнения, деревянными, так как сооружение перекрытия небольшого пролёта деревянным прогоном требовало меньшего искусства, чем устройство каменного свода. Идея балочного перекрытия пролёта деревянными прогонами, – по своей простоте и многочисленным примерам, представляемым природой, – должна была предшествовать перекрытию пролётов с помощью каменных сводов.

Первым большим деревянным постоянным мостом считают мост, построенный Юлием Цезарем через реку Рейн (в первой половине I века до н. э.) и состоявший, – на основании сохранившихся описаний, – из вертикальных и наклонных свай, поверх которых располагались поперечные насадки, прогоны моста и полотно.

Самые долговечные и значительные по своей роли в архитектуре – каменные мосты.   Тонкая каменная балка или плита при значительной нагрузке в середине пролёта сломается. Поэтому каменные мосты – арочные. Долгое время сохранялась основная, конструктивная система мостов – криволинейные своды пролётов, опирающиеся на быки и устои. Только в XVIII – XIX вв. применение металла (сначала чугуна, а позже – прокатных профилей железа и стали, железобетонных конструкций) привело к развитию многообразных систем мостовых сооружений.

В России ситуация была несколько иной. На небольших реках иногда делались плавучие мосты, которые можно было развести в случае военной опасности, на зимнее время или для прохода речных судов. «Живой» мост – сооружение из бревен, связанных между собой в виде плотов, лежащих на воде, – уже в 1498 году был на месте современного Москворецкого моста. Первые мосты в России, стране лесов, были деревянными. Из дерева мосты строили на протяжении всей её истории, строят и теперь, но всё же наиболее прочные и значительные мосты – стальные и железобетонные.

Так как река часто служила оборонительным рубежом, мосты строились только при крайней необходимости, преимущественно в целях снабжения города. Однако мост постепенно становился местом бойкой торговли, так как через него проходили все пути, и здесь предприимчивые купцы и ремесленники строили магазины и мастерские. Мост переставал быть оборонительным пунктом, он обрастал всевозможными пристройками, лавками, таможенными пунктами, а иногда и жилыми помещениями. Очень много примеров, особенно в истории Европы, когда возле моста или переправы, которые находились на важном торговом пути, возникали и росли крупные города, часто названия мостов давали и названия городу (например, Инсбрук – «мост через Инн»).

В Омске ситуация первоначально была иной. Поскольку в первое столетие своего существования Омск служил пограничной крепостью, мосты и переправы, соединявшие берега Иртыша и Оми, имели серьёзное оборонительное значение. Да и перенос Омской крепости генералом Шпрингером с левого берега Оми на правый во многом был вызван ненадёжным состоянием переправ. В последнее время история омских мостов, уже не раз освещавшаяся писателями и журналистами, вновь привлекает наше внимание. Грандиозная реконструкция центра Омска, связанная со строительством метромоста, как и Ленинградский мост, возведённого на месте одной из старинных переправ, вновь заставляет нас обратиться к месту и роли мостовых переправ в истории нашего города.

Всего в конце XX века в Омске функционировало 12 мостов и путепроводов через реки Омь и Иртыш.

Через Иртыш:

Один железнодорожный в Ленинском районе (состоящий из четырёх параллельных друг другу веток-мостов, одна из которых – старейшая, построенная по проекту Н. А. Белелюбского в 1895 – 1896 гг., разобрана на металлолом. Четыре коммунальных – Ленинградский (1959) в створе ул. Масленникова, им. 60-летия ВЛКСМ (1978) в створе ул. Заозёрной – Лукашевича и Новый (1991) на южной ветви окружной магистрали Челябинск – Новосибирск
(М51), а также сданный в эксплуатацию 18 октября 2005 года метромост имени 60-летия Победы в створе ул. Фрунзе с двумя подъездными эстакадами.

Через Омь:

Юбилейный (1967) в створе ул. Ленина на месте Железного (1903), а до того – Ильинского моста. К 50-летию советской власти на его месте был построен Юбилейный мост из железобетона, рамно-консольный, с подвесной балкой, предварительно напряжённой арматурой. Длина проёма 80 м.

Комсомольский в створе ул. Гагарина – пр. Маркса (1948 – 1953 г., реконструкция с уборкой трамвайных путей – 1997), построенный по проекту «Ленгипротрансмост». Это один из первых сталежелезобетонных мостов в СССР.

«Новый», или Фрунзенский (1987 – 1988 гг., первоначальное название предполагалось «70 лет ВЛКСМ»), соединивший ул. Фрунзе и ул. М. Жукова над застройкой бывшего Лугового форштадта. В 1987 – 1988 гг. через Омь построен новый мост на высоких опорах – прямой, лёгкий, красивый. Проектная организация – Государственный институт по изысканию и проектированию мостов – «Ленгипротрансмост». Длина мостового перехода – 1046 м, собственно моста – 165 м, ширина 31,6 м: проезжая часть и 2 тротуара по 2,25 м.
Высота моста до подошвы ростверка 17,6 м. Эстакада к мосту подходит от ул. Маршала Жукова и идёт дальше в центр города. При её строительстве ввели предварительно напряжённые железобетонные сборные балки. Пролёты между опорами 24 м. Пролётные строения – железобетонные балки длиной 24 м. Фундамент опор на буровых сваях диаметром 1,35 м с уширением до 3,5 м. Длина 21 м. Высота эстакады до подошвы ростверков 11 м. Длина эстакады 503,5 м. Ширина эстакады 33,8 м. Строители – мостоотряд № 63, эксперт  – зав. кафедрой СибАДИ Толмачёв К. Х. Четыре полосы для движения автомобилей, две – для скоростного трамвая (не реализовано).

«Горбатый», или Октябрьский (1962) в створе ул. Б. Хмельницкого и 2-й Восточной. Октябрьский мост – железобетонный, арочный с тремя пролётами по 40 м. Построен в 1962 году. Подвергся фактическому сносу до оснований ферм и реконструкции в 1996 – 1998 гг. Трамвайное движение функционировало в 1962 – 1990 гг. и было возобновлено с 1998 года.

Железнодорожный однопутевой мост, соединяющий северную ветку окружной железной дороги между станциями Московка, Универсальная, Омск-Северный и Комбинатская. Построен между 1932-м и 1953 гг.

Кроме того, на Оми в XX столетии существовал ещё ряд мостов, ныне разрушенных:

Деревянный мост в районе ул. Баррикадной и здания современного УВД ЦАО №1. (1933 г., разобран, вероятно, в 1967 году при подрыве дамбы, сооружённой ради промывки Оми в черте города от грязи); Трамвайный мост (деревянный) (1936 г., снесён напором льда в 1947 году, по одной из версий – взрывом фугаса, которым дробили лёд), практически параллельный нынешнему Юбилейному; старый деревянный железнодорожный мост между посёлками 5-го и 8-го Кирпичных заводов. Был построен, по свидетельству А. Ф. Палашенкова, для окружной ж.-д. ветки в 1932 году, снесён льдом и обвалился в середине 1980- х гг. В 1982 году автор видел его ещё целым.

А. Сорокин

Мост Моисея, Нидерланды.

Назван по имени пророка Моисея, перед которым расступились воды Красного моря, пропуская евреев, бежавших из Египта. Как и в библейском повествовании, воды пропускают группы туристов, с той разницей, что проход не исчезает. Архитекторы – Ро Костер и Ад Кил.

Мост обезьян, Таттон-парк, Англия.

Мост подвешен на трёх огромных белых воздушных шарах. Автор – французский художник Оливье Гроссетете. К сожалению, практического применения данное сооружение не имеет, это всего лишь арт-инсталляция.

Мост из корней, Индия.

Несколько столетий назад  жители одной индийской деревни начали возводить специальные приспособления, направляя корни каучуконосных фикусов в нужную им сторону. За более чем 500 лет удалось вырастить множество мостов свыше 3 км в длину, которые выдерживают вес 50 человек.

Виадук Мийо, Франция.

На момент строительства Виадук Мийо был самым высоким транспортным мостом в мире, одна из его опор имеет высоту 341 метр. Общая длина моста составляет 2 460 м. Когда проезжаешь  по этому сказочному сооружению, кажется, будто взлетаешь.

Справочно:

В Омске собираются ремонтировать Фрунзенский мост. На мосту будет полностью заменено асфальтовое покрытие, что повлечёт за собой перекрытие проезжей части. Ранее муниципалитет планировал отремонтировать мост 60-летия ВЛКСМ, однако дефицит финансирования вынудил пересмот-реть планы и перенести капитальный ремонт на 2016 год.  В планах – полностью отремонтировать участок между улицами 10 лет Октября и Госпитальной, в том числе мост и подходы к нему. Работы будут вестись в основном ночью, поэтому каких-то особенных неудобств омичам доставлено не будет. Однако перекрытия одной из сторон проезжей части избежать не удастся.

По данным «Омскрегиона», износ покрытия Фрунзенского моста уже превышает 60%. В последнее время «дорожную одежду» на мосту регулярно латали, однако капитальный ремонт просто необходим.

Также недавно региональные СМИ сообщили о том, что в Омске появится новый мост через Омь. Он будет пешеходным и расположится в устье Оми между речным вокзалом и Омской крепостью.

Кроме того, планируется реконструкция Иртышской набережной – от Ленинградской площади до речного вокзала. Стоимость проекта составляет 65 млн. рублей. Средства на его реализацию может выделить федеральное Министерство культуры. Об этом рассказал губернатор Омской области Виктор Назаров: «Есть федеральная программа по повышению туристической привлекательности регионов, в рамках которой выделяются деньги для создания такой инфраструктуры. Есть план включить в программу ремонт набережной от Ленинградской площади (до речного вокзала) и этот мостик.
Бумаги мы отдали, ждём результата».

Проект реконструкции Иртышской набережной и возведения моста обсуждался на градостроительном совете ещё в декабре 2010 года. Тогда проект взяла под свой контроль администрация города и планировала его реализовать в рамках подготовки к 300-летнему юбилею города.

АиС№5(133) 2015 г.

 

 

 

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер