Главная | Архитектура и строительство | Статьи | События | Негосударственная экспертиза: вынужденная необходимость или здоровая конкуренция?

События

Негосударственная экспертиза: вынужденная необходимость или здоровая конкуренция?

Ю. М. МОСЕНКИС, заслуженный строитель РФ, кандидат технических наук, председатель правления СРО НП «СПАС»

P1010052_A_11_2013Ещё несколько лет назад в такой сфере, как экспертиза проектной документации, фигурировали только государственные структуры. Однако конкуренция коснулась и этой сферы деятельности. Сегодня институт негосударственной экспертизы активно занимает свою нишу. Есть ли в нём необходимость и станет ли он панацеей от современных болезней в области проектирования, мы поговорили с заслуженным строителем РФ, кандидатом технических наук, председателем правления СРО НП «СПАС» Юзефом Матвеевичем МОСЕНКИСОМ.

Ред.: По большому счёту институт экспертизы – это не новшество. Если проследить его эволюцию, с чего всё начиналось и во что выросло сегодня?

Ю. М. МОСЕНКИС: Институт негосударственной экспертизы в стране был провозглашён в Градостроительном кодексе, однако до сегодняшнего времени он практически не работал, это была пустая декларация. В. ПУТИН 29 декабря 2008 года впервые подписал Постановление о порядке аккредитации организаций негосударственной экспертизы, в результате чего в 2009 году более 600 компаний её получили. Однако организации негосударственной экспертизы практически не работали, потому что их заключения не могли быть представлены для получения разрешения на строительство. Они работали как дополнительный аргумент, а не базовый документ.

Ситуация в корне изменилась с 2011 года, когда Д. МЕДВЕДЕВ подписал ФЗ №337, в котором для всех объектов, кроме особо опасных, технически сложных и объектов с бюджетным финансированием, вводился равный статус государственной и негосударственной экспертиз. Там было сказано, что новый порядок вступает в силу с 1 апреля 2012 г. При этом указывалось, что в составе экспертных организаций должно быть строго оговоренное количество специалистов, аттестованных к 1 апреля. Естественно, никто ничего не мог представить на 1 апреля. Гос-экспертиза как работала, так и продолжала работать. А вот аккредитация практически всех организаций негосударственной экспертизы была приостановлена. К сегодняшнему дню в стране её прошли 220 организаций и ориентировочно около 3 тыс. человек прошли аттестацию, это около 50% всех специалистов государственной и негосударственной экспертизы.

Ред.: Институт негосударственной экспертизы – это благо или...?

Ю. М. МОСЕНКИС: Существование негосударственной экспертизы, конечно, должно облегчить заказчикам получение экспертной услуги. Однако я считаю категорически неправильным, что к экспертизе допустили лиц, имеющих стаж от 5 лет. Чтобы стать профессионалом в этой области, надо, как правило, иметь стаж не менее 12-15 лет.

К тому же сейчас введена компьютерная аттестация, где надо ответить на 170 вопросов из 200, причём по конструктивным решениям, например количество вопросов составляет около 12-15%, а в остальном – юридические темы. Опытные проектировщики её пройти часто не могут, а более молодые проходят.

Одним словом, появились экспертные организации без надлежащего опыта сотрудников. Их деятельность никто не регулирует. Я, откровенно говоря, опасаюсь дискредитации института экспертизы. Интернет пестрит предложениями: «...негосударственная экспертиза, ...быстро, ...недорого, ...за два-три дня готовы сделать, ...максимум срок неделя...». В проекте сотни листов, за неделю хоть бы прочитать. Чудес не бывает. Но жадность толкает на всё, многие попадаются, идут и получают заключения, купленные за деньги.

Ред.: Может быть, тогда нам не нужна такая экспертиза?

Ю. М. МОСЕНКИС: Такая – не нужна. Но, к сожалению, в последние годы техническая грамотность заказчиков катастрофически упала, и при этом, когда ещё падает и качество проектной продукции, ситуация в разы усложняется. Сейчас единственным фильтром, призванным пресечь брак в строительстве, остался только институт экспертизы. Я сам лет 30 назад выступал категорически против бывшей вневедомственной экспертизы, но тогда были мощные институты, технические отделы, т. е. была отлажена система контроля качества проектов. Сейчас ситуация в корне изменилась. К сожалению, российское строительное законодательство сегодня, на мой взгляд, носит разрушительный характер, оно таково, что к проектированию допускаются порой просто технически неграмотные специалисты. И институт экспертизы, подчёркиваю, добросовестный и качественный, сегодня, пожалуй, единственный механизм, который способен не допустить выхода на стройку некачественных, бракованных, порой опасных для жизни людей, проектов. Другого инструмента контроля сейчас нет.

К сожалению, в последнее время высказываются мнения, что экспертиза вообще не нужна, как государственная, так и негосударственная, якобы она ограничивает возможности предпринимательской деятельности, поскольку несёт дополнительные затраты по оплате экспертизы, значительно увеличивает сроки и т. д. Здесь уместно привести в качестве иллюстрации данные из заключения Минэкономразвития о целесообразности отмены экспертизы: общий объём инвестиций в стройки России чуть больше трёх триллионов, затраты на экспертизу составляют приблизительно около 70 млрд., ориентировочно определён возможный ущерб от тех убытков, которые могут произойти в результате массовых обрушений зданий с гибелью людей. Разброс цифр составляет от 900 млрд. до нескольких триллионов! Отменив затраты в 70 млрд. руб., мы не сэкономим, а основные потери в сроках строительства – это длительные процедуры по оформлению земельных участков.
Интересный пример – Болгария. Это единственная страна, которая в своё время совсем отменила экспертизу.
В течение 10 лет у них существовал безэкспертный режим. В итоге экспертизу пришлось вернуть, когда увидели, что дельта Дуная застроена с грубейшими нарушениями. Такая же ситуация случилась на Черноморском побережье Болгарии.

Сегодня за рубежом экспертиза работает. Там действуют более свирепые требования, чем в России: если при экспертизе обнаружатся грубые нарушения проекта, то ставится вопрос о лишении фирмы лицензии,
т. е. права заниматься проектной деятельностью вообще. А если при строительстве обнаружены грубейшие нарушения, то предусмотрен целый ряд жёстких вариантов наказания, включая тюремное заключение. В России всё ограничивается многократными  предупреждениями и несущественными штрафами. ГАСН в принципе не может закрыть стройку, как раньше, т. к. это запрещено законодательством. Можно, конечно, но только через суд.

Ред.: Чем принципиально отличаются государственная и негосударственная экспертизы?

Ю. М. МОСЕНКИС: Деятельность экспертных организаций субъектов Федерации ограничена своим регионом. У негосударственной экспертизы территориальной привязки нет.

Кроме того, вся система процедур в органах Государственной экспертизы регулируется 145-м Постановлением Правительства от 5 марта 2007 года. Для организаций негосударственной экспертизы сроки, размер платы и время рассмотрения документации регулируются договором.

Ред.: Поддерживая сегодня функционирование  института негосударственной экспертизы, Вы какую задачу перед ними ставите?

Ю. М. МОСЕНКИС: Выполнять добросовестно и объективно экспертизу качества проектов. Уверен, что появятся такие экспертные организации, которые будут гарантировать качество проекта. Их заключение, роспись и печать должны стать для заказчика гарантом качества проекта. Проекты, которые будут проходить через такие организации, в части надёжности должны быть безупречны, потому что они будут сделаны исключительно объективно и добросовестно. В первую очередь надо ставить такую задачу. А если ставить во главу угла задачу – только заработать, вот тогда будет подписано что угодно.

У института негосударственной экспертизы есть много преимуществ: возможность выбора заказчиком экспертных организаций на условиях конкуренции, сокращение сроков прохождения процедуры оценки соответствия, гибкие условия оплаты работ, поэтапное представление проектной документации на экспертизу. Важно, чтобы те, кто этим будет заниматься, демонстрировали её преимущества, а не недостатки.

Ред.: Разве не предполагалось, что гарантом качества работы проектной организации станет её членство в СРО?

Ю. М. МОСЕНКИС: Надо признать, что членство проектной организации в СРО не является автоматической гарантией высокого качества проектов. Контрольные органы СРО проверяют проектную организацию, которой выдано свидетельство на законном основании: специалисты есть, дипломы есть, специальность правильная, стаж правильный, помещения есть, оборудование, компьютер, программы – всё есть. Но надо же сам проект посмотреть, чертежи, расчёты, текст. Только так можно проверить качество самой работы, то есть деятельность проектной организации. Но это нереально. У нас в СРО НП «СПАС» 140 организаций, из них 117 – омские. Здесь для СРО раз в 3 месяца Госэкспертиза представляет результаты экспертизы проектов, сделанных членами нашего СРО, и направляет нам для анализа. Но проблема ещё и в том, что мы не знаем, сколько и что проектируется на территории других регионов по всей стране, экспертиза-то проходит «по месту жительства» объекта. В нашей саморегулируемой организации я намерен добиться введения режима уведомления членами организации об отрицательных экспертизах их проектов, для принятия соответствующих мер.

Но всё вышесказанное касается группы объектов, которые попадают под обязательную экспертизу. Но на территории России до 40% объектов строятся вообще без какого-либо контроля, потому что по закону не требуется проведения экспертизы. Это делается в целях развития свободного предпринимательского климата. А то, что здание может разрушиться и убить людей, это вроде как детали...

Ред.: Что это за категория зданий?

Ю. М. МОСЕНКИС: Это жилые дома до 3 этажей, здания производственного и непроизводственного назначения площадью 1,5 тыс. км, например сооружения 100 метров длиной и 15 метров шириной. То есть это может быть спорткомплекс, торговый центр – места массового скопления людей. Причём высота не ограничена. И проекты таких объектов могут не проходить экспертизу. Это же неправильно. Сейчас мы обращаемся в различные инстанции на разных уровнях с целью вернуть такие  проекты в лоно экспертизы, кроме индивидуальных жилых домов на одну семью.

Как бы ни называлась организация – государственная или негосударственная экспертиза – прежде всего там должны работать профессионалы, высококвалифицированные, эрудированные специалисты. Грамотно проведённая экспертиза проекта – залог того, что здание или сооружение будет соответствовать требованиям безопасности и надёжности, как в период строительства, так и в процессе
эксплуатации.

АиС№11-12 2013

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти