Главная | Архитектура и строительство | Статьи | События | Кому наследуем? К вопросу о подготовке кадров среднего и высшего звена проектно-строительного комплекса

События

Кому наследуем? К вопросу о подготовке кадров среднего и высшего звена проектно-строительного комплекса

Е. М. КАРДАЕВ, директор Инженерно-строительного института СибАДИ (Омск)

Проектно-строительный комплекс Омской области объективно обеспокоен нехваткой молодых квалифицированных кадров. Отрасль стремительно стареет, слабо возмещаясь новыми поколениями архитекторов, конструкторов и строителей.

В этой связи Инженерно-строительный институт СибАДИ долгие годы оказывался под перекрёстным и претензионным вниманием профессионального сообщества и власти. Но в 2013 году, пожалуй, впервые за последние 20 лет, решение проблемы начало переходить в практическую плоскость.

Но сперва предлагаю взглянуть на существующую проблему с обратной стороны, изнутри системы высшего отраслевого образования.

Вероятно, уже всем и давно известно, что система образования России продолжает пожинать плоды демографической ямы, «малонаселённое дно» которой начнёт исчезать только с 2017 года. Вузам элементарно не хватает абитуриентов, и образовательные учреждения сегодня напоминают «охотников за головами». Между вузами развязана настоящая война за выпускников старших классов школ, и технические вузы битву проигрывают, потому что для поступления в такой вуз на ЕГЭ необходимо сдавать физику, в которой руководство школ не очень заинтересованно, т. к. это сложный предмет, сдаётся он тяжелее, с худшими результатами, и тянет общие показатели ЕГЭ школы вниз.

В Омской области количество старшеклассников, сдающих физику, становится меньше, чем бюджетных мест в технических вузах. Надо отметить, что ИСИ СибАДИ на этом фоне выглядит более или менее стабильно: мы продолжаем набирать полное количество бюджетных мест. Но на платное обучение абитуриентов просто не остаётся (хотя раньше был даже конкурс) – при обилии бюджетных мест в других вузах выбор ребят и их родителей становится очевиден. Да и суммы на платном обучении немалые – Министерство образования РФ финансирует вузам бюджетные места по нормативу – 69 тыс. рублей в год – за стандартные специальности и 112-118 тыс. рублей – за приоритетные (в которые, кстати, попала специальность «Архитектура»). По требованиям Министерства платное обучение не может быть ниже.

Сегодня по специальности «Архитектура» в ИСИ СибАДИ на первом курсе обучаются всего 20 студентов на бюджетных местах и 18 на внебюджетных. При этом, по словам главного архитектора Омска А. Г. ТИЛЯ, ежегодная потребность региона в молодых зодчих более 400 человек. Да пусть даже 100 – но ситуация такова, какова она есть.

Напрашивается логический вывод: необходимо работать со старшеклассниками школ, с самими школами, родителями. Такая работа, разумеется, ведётся: в школах, на специальных ярмарках, в социальных сетях Интернета – в СибАДИ на это заряжен специальный Центр, своего рода «агитбригада» из преподавателей и студентов. Но в реальности школы не заинтересованы в агитационной деятельности вузов. Часть из них «закреплена» за определёнными учебными заведениями, и «чужих» туда не пускают, классным руководителям тратить свои силы и время на экскурсии и родительские собрания – тоже не интересно. А персональная (то есть финансовая) заинтересованность директоров школ и классных руководителей отдаёт запахом ряда статей УК РФ.

Формировать экскурсии старшеклассников на предприятия проектно-строительного комплекса? В проектных организациях нет эмоционального эффекта, а российская стройка скорее напугает молодёжь, чем привлечёт. В приложении к проектным организациям более эффективным методом являются мастер-классы, точнее – неформальное общение с ведущими архитекторами города, ведь архитектор и конструктор – это авторы будущего, а будущее всегда притягательно. Но таких встреч нет даже на уровне вуза – омским архитекторам некогда отвлекаться на своих преемников...

Мы провели исследования о мотивации поступления на ту или иную специальность и вуз. Более 60% абитуриентов ориентируются на мнение старших друзей, знакомых и родственников (братьев и сестёр). Остальные 40% – это реклама, мнения родителей и т. д. Следовательно, создавать привлекательность вуза и специальности необходимо в самом вузе: состоянием аудиторий, внеучебной деятельностью, общим эмоциональным фоном и т. д. Но имидж профессии (специальности) создаётся её носителями, проектными и строительными предприятиями: на вводных экскурсиях, производственной практике, мастер-классах – заниматься которыми хозяйствующим объектам оказывается «недосуг». Попадая на практику, ребята порой не получают материального вознаграждения, остаются без наставников, отсылаются на бросовые («поднеси-подмети») работы. Руководители предприятий не задумываются, что битва вузов за головы – это лишь авангард войны между отраслями всего народного хозяйства страны за остаток толковых молодых людей. Компании несут коллегиальную ответственность за будущее отрасли.

Не стоит забывать и о том, что СибАДИ – это часть общегосударственного образовательного механизма, который лихорадит уже 20 лет: на федеральном уровне идёт постоянный поиск новых форм работы системы, регулярно меняются образовательные стандарты. Зачастую федеральные «телодвижения» нормативной базы оказываются непродуманными, и, с первого взгляда, решая одну проблему, они создают новые, ставя вузы во ваимоисключающую позицию.

Одна из свежих «новелл». Осознавая проблему нехватки рабочих специальностей в производственных отраслях (вкл. строительство), государство создаёт в вузах т. н. практико-ориентированный бакалавриат. То есть, проучившись два года в вузе, студент, пройдя производственную практику в течение
6 месяцев, может определиться – остаться ему в рабочей специальности или продолжить высшее образование. Такая система неплоха для производственных отраслей, где нужны грамотные операторы станков с ЧПУ и ряда высокооплачиваемых профессии в строительстве.

Но, сказав «А», давайте говорить и «Б»: в реальности это ведёт к слиянию вузов и среднего профессионального образования (то есть – поглощению). С одной стороны, для вузов это привлекательно – получить дополнительную аудиторную, производственную и кадровую базу.
С другой – происходит размывание профессорско-преподавательского состава вуза, т. н. уровень «остепенённости» (нормативное количество преподавателей с учёными степенями и званиями), что толкает вуз в ранг неэффективных учебных организаций со всеми вытекающими последствиями. К похожим результатам ведёт и требование Минобразования РФ активнее вводить в учебный процесс производственников, чтобы приблизить учебные планы к реальности. Но профессиональные проектировщики и строители не обременены учёными степенями, что опять же нарушает требования самого Минобразования РФ.
Одним словом, общая негативная ситуация в обеспечении отрасли квалифицированными кадрами подошла к своему пику. И надо отдать должное – в 2013 году система саморегулирования в проектировании и строительстве, закончив этап становления, решительно и практично включилась в решение проблемы. Наш голос наконец-то был услышан профессиональным сообществом.

По итогам нескольких совещаний с участием СРО «СПАС», СРО «Союз строителей Омской области», РОР «Союз строителей Омской области», СРО «Первая гильдия строителей», Минстроя Омской области, Минобразования Омской области были созданы рабочие группы, которые разработали систему мер.

В частности, ИСИ СибАДИ передаёт СРО «СПАС» (рук. Ю. М. МОСЕНКИС) и РОР «Союз строителей Омской области» (рук. Н. И. ЛИЦКЕВИЧ) свои учебные планы для их проработки с точки зрения актуализации.

Меняется и система прохождения производственной практики. Отныне, вместо прямых договорных отношений «вуз-предприятие» списки студентов, которым необходимо пройти практику, будут передаваться в СРО «СПАС», которая на своей рабочей группе займётся распределением ребят по проектным организациям и будет проверять условия и качество прохождения практики. Это позволит закрепить молодые кадры в организациях нашего региона, ведь большинство студентов остаются работать в организациях, где они проходили практику, где их заметили, оценили.

На базе РОР «Союз строителей Омской области» создаётся Центр трудоустройства выпускников ИСИ СибАДИ с функциями организации производственной практики студентов и предложений по распределению.

В свою очередь ИСИ СибАДИ изыскал в существующей системе образования возможности для тактического маневра, чтобы за счёт реструктуризации учебных планов уже в ближайшие годы усилить качество подготовки молодых конструкторов и строителей.

Например, тех студентов старших курсов, что сегодня учатся на ПГС, мы разделяем на два потока: одни будут «заточены» под организацию и технологию строительства, а другие – под проектно-конструкторскую работу.

В связи с переходом на двухуровневую систему подготовки институт сегодня осуществляет подготовку по следующим профилям направления «Строительство»: это традиционное ПГС (Промышленное и гражданское строительство), Теплогазоснабжение и вентиляция, Экспертиза и управление недвижимостью. Кроме того, производим подготовку по направлению «Архитектура».  Это высшее профессиональное образование первого уровня, с выпускной квалификацией
«бакалавр». Для выпускников, имеющих желание продолжить обучение, существует магистратура, где они могут получить более углублённые знания в интересующих их областях, как научных, так и практических.  Кроме того, сегодня в институте выполняется подготовка по специализации «Строительство высотных и большепролётных зданий и сооружений» в рамках специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений».  Срок обучения на данной специальности – 6 лет и выпускная квалификация – «специалист». А если более простым языком – это ПГС с более мощной подготовкой в конструкторских расчётах.

Также сегодня в ИСИ СибАДИ  существует Учебно-исследовательский центр по переподготовке и повышению квалификации кадров строительной отрасли.

В связи с предпринятыми совместными мерами выражаю надежду, что кадровая проблема, нараставшая эти 20 лет, как снежный ком, несколько стабилизируется и наша взаимная ответственность перед своими профессиями и будущим страны позволит в обозримой перспективе создать стройную и отлаженную систему привлечения молодёжи на стройки и в проектные институты. В ином случае пока ещё туманная угроза замены отечественного проектно-строительного комплекса иностранными специалистами через 15-20 лет станет ультимативной реальностью.

Кому наследуем?

image007_A_11_2013

АиС№11-12 2013

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти