Главная | Архитектура и строительство | Статьи | События | Национальное объединение проектировщиков 2013-2014

События

Национальное объединение проектировщиков 2013-2014

pOSOHINМихаил ПОСОХИН руководит Национальным объединением проектировщиков уже третий год. В октябре 2012 года проектное сообщество оказало доверие президенту и переизбрало его на второй срок. Основной задачей Национального объединения всегда была и остаётся защита интересов проектных компаний
и бюро, проектных саморегулируемых организаций – всех представителей
сообщества. Для успешной реализации этой задачи Национальное объединение работает над усовершенствованием законодательной базы, принимает
активное участие в мероприятиях, организованных профильными министерствами и ведомствами, Ростехнадзором, Государственной Думой, правительством. Ведётся тесная работа с представителями региональных властей,
в том числе, и путём заключения договоров о сотрудничестве.

Итогами проводимой работы и перспективами до 2014 года поделился президент Национального объединения проектировщиков, народный архитектор России, академик Михаил ПОСОХИН.

Ред.: Михаил Михайлович, прошло уже более чем полгода с момента Вашего переизбрания на второй срок на должность президента Национального объединения проектировщиков. За это сравнительно непродолжительное время удалось достичь существенных результатов в реализации заявленных вами основных направлений деятельности НОП? Что бы вам хотелось отметить особенно?

М. М. ПОСОХИН: Важнейшей задачей Национального объединения проектировщиков является защита интересов проектного сообщества. Под этим широким понятием подразумевается, в первую очередь, работа над усовершенствованием законодательной базы в тесном взаимодействии с саморегулируемыми организациями и проектными институтами и бюро, а также органами государственной власти и местного самоуправления.

Решения, принятые Советом Национального объединения проектировщиков, реализуют органы объединения – комитеты (всего 11 комитетов и постоянно действующая междисциплинарная группа), координационные советы, окружные конференции, 9 координаторов СРО по федеральным округам и Москве, 56 региональных представителей в субъектах РФ, рабочие группы, Аппарат НОП.

На сегодняшний день подписаны соглашения о взаимодействии с органами государственной власти Москвы, Саратовской, Липецкой и Тюменской областей по вопросам развития саморегулирования, актуализации нормативной и законодательной базы технического регулирования градостроительной деятельности, совершенствования системы подготовки кадров и подтверждения квалификации специалистов.

Мы считаем, что работу по развитию отношений с органами власти, в том числе и региональными, необходимо продолжить.

Национальным объединением проводится большая работа над усовершенствованием законодательной базы в части проектирования. Мы готовим заключения по законопроектам, вносим свои предложения и дополнения с последующим представлением их в федеральные органы государственной власти.

В ходе работы проектного сообщества было принято решение о том, что для разработки рабочей документации необходимо получить допуск. По запросу Национального объединения проектировщиков перечень требований, которым должна соответствовать рабочая документация для получения свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, предоставил Госстрой в мае 2013 года.

Комитетом по страхованию и финансовым рискам НОП разработаны законопроекты
№ 262144-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в части уточнения предмета страхования гражданской ответственности членов СРО) и № 262137-6 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в части установления субсидиарной ответственности СРО).

Национальное объединение проектировщиков всегда выступало за раскрытие и конкретизацию понятия информационной открытости СРО. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 07.06.2013 г. № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций».

Следует признать, что закон не отражает в себе многих позиций, которые предлагало профессиональное сообщество проектировщиков и строителей. Тем не менее первые шаги на пути к информационной открытости СРО, гарантирующей добросовестность и честную конкуренцию, сделаны.

Сейчас самое главное – активно включиться в работу, грамотно исполнять данный федеральный закон, работать над корректировкой действующего законодательства, регламентирующего деятельность СРО, ведь на кону качество и безопасность выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Важно взаимодействовать с органом исполнительной власти, которому переданы полномочия по регулированию порядка и способов размещения информации на сайтах саморегулируемых организаций. Этим органом является Министерство экономического развития Российской Федерации. Национальным объединениям нужно выстраивать с ведомством диалог, предлагать свое видение того, как должны функционировать сайты в свете введения закона, повышающего информационную открытость саморегулируемых организаций.

Согласно новому закону саморегулируемая организация должна размещать на своём официальном сайте достоверные и актуальные сведения, содержащиеся в реестре членов СРО, копии правил и внутренних документов организации, информацию о структуре и компетенции органов управления, о количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления и сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа. В частности, СРО  должна будет публиковать информацию о размерах и порядке уплаты членских взносов, а также о способах и порядке обеспечения имущественной ответственности членов СРО и информацию о составе и размере компенсационного фонда.

По мнению Национального объединения проектировщиков, очень важно уделить внимание именно правилам отражения на официальном сайте саморегулируемой организации реестра её членов. Новый закон устанавливает обязанность СРО раскрывать на сайте сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации, в том числе сведения о лицах, прекративших своё членство в СРО, с указанием информации о дате прекращения членства в СРО и об основаниях такого прекращения. Реестр членов организации необходимо вести со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в соответствии с требованиями федерального закона.

В настоящий момент определить количество членов так называемых «недобросовестных» СРО не представляется возможным. Такие саморегулируемые организации используют различные уловки для сокрытия информации, не размещают реестр в виде конкретного списка, а, как правило, используют форму поискового запроса. Преимущество нового закона в том, что будет определён конкретный порядок ведения СРО реестров членов и размещения содержащейся в них информации на официальном сайте. Пока в законе лишь сказано, что реестр членов саморегулируемой организации представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям федерального закона и содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в СРО. Сейчас организации, которые принято называть «недобросовестными», формально закон не нарушают, только все же информацию о своих членах размещают в выгодном для них свете. Чтобы эту проблему решить, Министерством экономического развития Российской Федерации должен быть утверждён конкретный порядок отражения на официальных сайтах СРО реестра их членов.

Нами на постоянной основе ведётся мониторинг сайтов саморегулируемых организаций, итогом которого стала наработка бесценного опыта. По результатам обобщения собираемых данных в настоящее время в Национальном объединении проектировщиков разрабатываются методические рекомендации по правилам ведения официальных сайтов саморегулируемых организаций в соответствии с федеральным законом об информационной открытости. После разработки и утверждения методических рекомендаций на заседаниях профильных комитетов и Совета НОП они будут разосланы в саморегулируемые организации для использования в их работе. Кроме того, и это, наверное, самое главное, свои предложения Национальное объединение проектировщиков также направит в Минэкономразвития России. Необходимо чтобы профильное министерство учло опыт НОП при подготовке порядка и способов размещения информации на сайтах.

Ред.: С конца прошлого года Национальное объединение проектировщиков  приняло участие во многих знаковых мероприятиях: День саморегулирования, Российский инвестиционно-строительный форум, заседание коллегии Министерства регионального развития РФ и другие. На каждом из них поднимались актуальные вопросы саморегулирования. В частности, одним из ваших предложений было создание коллегии национальных объединений СРО. Какая основная идея создания коллегии?

М. М. ПОСОХИН: Предложение о создании коллегии представителей национальных объединений в области проектирования, строительства и инженерных изысканий было высказано мною в рамках Дня саморегулирования в строительной отрасли 13 декабря 2012 года и II Российского инвестиционно-строительного форума 21 февраля 2013 года. Оно получило поддержку участников мероприятий.

Основной целью работы коллегии должно стать развитие и укрепление сотрудничества национальных объединений саморегулируемых организаций строительной отрасли России  в интересах создания благоприятных условий для развития саморегулирования и предпринимательства в сфере градостроительного и архитектурно-строительного проектирования, строительства и инженерных изысканий.

Создание коллегии представителей национальных объединений саморегулируемых организаций строительной отрасли Российской Федерации позволит выработать консолидированную позицию по общим вопросам саморегулирования и проблемам развития этого института,  по каждому протокольному мероприятию предоставить в органы исполнительной и законодательной власти предложения и наработки в части, касающейся развития саморегулирования в строительной отрасли. Совместными усилиями также будут подготовлены предложения о предоставлении права национальным объединениям производить выдвижение наиболее отличившихся представителей проектно-строительной отрасли на государственные награды, звания и премии Российской Федерации».

Ред.: Сегодня много говорится о повышении инвестиционной привлекательности регионов России, о социально-экономическом развитии территорий. С чего, на ваш взгляд, следует начать эту работу?

М.М. ПОСОХИН: Действительно, мы много говорим о привлечении инвесторов к различным программам, в том числе в регионах, но зачастую смотрим на данный вопрос очень узко, точечно. Прежде чем вкладывать инвестиции в конкретный объект, предприниматель должен обладать информацией о регионе в целом с учетом перспектив его развития. Условием этого является наличие генеральных планов поселений и схем территориально-пространственного развития, охватывающих всю территорию РФ.

Сегодня страна нуждается в генеральной схеме терпланирования, или расселения РФ. Иначе говоря, без знания того, где люди будут жить, где они будут работать, каковы перспективы существования данной территории в масштабе страны, невозможно принимать управленческие решения. После расстановки такого рода приоритетов прорабатываются варианты развития инфраструктуры, в том числе транспортной, инженерной, энергетической и пр.

В настоящее время задача осложняется тем, что на главные роли выдвигается удержание обширной территории небольшим по численности населением. Мы отнюдь не первые в мире решаем такого рода задачи – есть опыт Канады, Австралии, где плотность населения не превышает 4-х человек на 1 кв.км. В нынешней России данный показатель составляет 8,4 человека на 1 кв. км. Однако на Дальнем Востоке эта цифра опускается до почти критического значения – менее 1 чел. / кв.км.

Необходимо обеспечить компактное расселение наших граждан вдоль границ и береговой линии, которые одни из самых больших в мире – при одновременном вахтовом освоении континентальной части. Мы должны изыскивать места для организации комфортного проживания населения. В частности, Хабаровск и Сочи находятся практически на одной географической широте.

О действенности расселенческой политики свидетельствует пример того же Красноярска – в начале прошлого века его население не превышало 75 тыс. человек, сегодня это город-почти миллионник.

Еще один очень важный момент. Россия –  огромная страна, и проблемы, которые актуальны для ее европейской части, разительно отличаются от тех, с которыми мы сталкиваемся в Сибири и на Дальнем Востоке. Взять, к примеру, столичный регион – сегодня более 10% населения страны проживает в Московской агломерации. Необходимо создавать условия, при которых люди будут охотно уезжать в другие регионы, при этом приток населения в города-миллионники будет сокращаться.

О каких условиях идет речь? Это, в первую очередь, жилье, рабочие места, социальная инфраструктура – все то, что обеспечивает высокие стандарты качества жизни. В идеале – это когда человек, живущий в России, будет получать одного качества и аналогичный объем услуг в Москве, в Питере, в Красноярске, в Хабаровске, в Перми и любом другом городе нашей страны.

Ред.: Ваш взгляд на развитие рынка арендного жилья в России. Что необходимо для эффективного развития данного направления?

М.М. ПОСОХИН:  Квартиры под арендное жилье общей площадью 14-16 кв.метров – это в корне неправильный подход. Арендное жилье не должно быть резервацией.

В моем понимании арендное жилье – это те же доходные дома. Исторически доходные дома предназначались для разных слоев населения, в том числе, и для вполне обеспеченных. Кстати, нередко они проживали в пределах одного комплекса.

Необходимо, прежде всего, развить законодательную базу, которая позволила бы операторам – то есть тем, кто занимается инвестированием, строительством, проектированием, оформлением кредитов и т.п. – беспрепятственно, не озираясь на имеющиеся прорехи в законах, работать. Иначе говоря, надо создать юридическую основу.

Почему-то сегодня возникают разговоры об участии в сегменте строительства и эксплуатации арендного жилья государства. А почему собственно государство? Раньше богатые крестьяне строили доходные дома и сдавали квартиры в наем. И сегодня вряд ли следует под арендное жилье формировать специальные государственные программы.

Главной проблемой является законодательная путаница. Зачастую принимаемые законы и подзаконные акты противоречат положениям Градостроительного кодекса и другим основополагающим документа, что препятствует развитию коммерческой инициативы в нашей стране. В нашем случае должно быть прописано буквально все – начиная от землеотвода и заканчивая порядком платежей арендосъемщиков.

Следует заметить, что процент этих самых арендосъемщиков в богатых странах значительно выше, чем в бедных. Это объясняется тем, что условия жизни на территории развитых стран по своим социально-бытовым параметрам более или менее выровнены.

Ред.: Обозначьте основные направления деятельности Национального объединения проектировщиков на ближайшую перспективу. Ваши пожелания коллегам из других национальных объединений СРО.

М.М. ПОСОХИН:  Целесообразно выделить пять основных направлений деятельности, над которыми работает и будет продолжать работать Национальное объединение проектировщиков. Среди них:

1)  Совершенствование методологической базы проектирования, законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических документов, а также практики саморегулирования;

2) Защита российского рынка проектных услуг, профессиональных интересов архитекторов и проектировщиков;

3) Совершенствование системы профессионального образования;

4) Создание коллегии представителей национальных объединений;

5) Формирование единого информационного ресурса проектной отрасли.

Для реализации заявленных направлений деятельности Национальному объединению проектировщиков как важнейшему институту гражданского общества, призванному обеспечить высокий уровень самоорганизации и саморегулирования проектного сообщества, необходимо входить в утвержденный перечень организаций, участвующих в протокольных мероприятиях Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы, Совета Федерации.

Национальным объединениям в области проектирования, строительства, инженерных изысканий следует выступать единым фронтом и предоставлять в органы власти консолидированную позицию по общим вопросам саморегулирования. По каждому протокольному мероприятию необходимо представлять в органы исполнительной и законодательной власти свои солидарные предложения и наработки в части, касающейся развития саморегулирования в проектной деятельности, строительстве, инженерных изысканиях.

Учитывая тесную работу всех звеньев проектного сообщества в рамках органов Национального объединения, считаю также целесообразным предоставить НОП право производить выдвижение наиболее отличившихся представителей проектной отрасли на государственные награды, звания и премии РФ.

На илл.: виды Барнаула, Екатеринбурга и Москвы

Москва-Омск

АиС №7-8 (117-118) 2013

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти