Главная | Архитектура и строительство | Статьи | События | Энергетическая эффективность зданий

События

Энергетическая эффективность зданий

livК чему приведёт СП 50-13330-2012 «Тепловая защита»

и как выполнить Постановление Правительства России

В. И. ЛИВЧАК, вице-президент НП «АВОК», к.т.н., Москва

8 февраля коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг эффективности реализации государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» и пришла к выводу, что требования законодательства по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
выполняются недостаточно: «Приведение регионального законодательства по вопросам энергосбережения и  энергоэффективности в соответствие с федеральными законами в 2012 г. не осуществлялось. На конец 2012 г. только 28% регионов России приняли законы по энергосбережению. Госпрограмма, утверждённая распоряжением Правительства РФ в декабре 2010 г., требует актуализации целей и задач с учётом новых концептуальных и программных документов в области энергосбережения».

В иных источниках говорится об «отсутствии единой сбалансированной государственной политики нормативного и законодательного обеспечения энергетической эффективности зданий в Российской Федерации и наличия противоречий между документами, создаваемыми различными министерствами и ведомствами». С этим не только надо согласиться, но и добавить, что в нашей стране имеет место осознанное противостояние некоторых структур повышению теплозащиты и энергетической эффективности зданий.

Посудите сами. В 2003 г. на федеральном уровне появляется нормативный документ СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», по которому в проектную документацию на строительство в качестве обязательного документа включается раздел «Энергоэффективность зданий», где должны приводиться расчёты приведённого сопротивления теплопередаче наружных ограждений, подтверждающие нормируемые, повышенные ещё с 1995 г., но не соблюдаемые значения. Проект надлежит оценивать по соответствию заложенных в нём решений нормируемому показателю энергоэффективности, и все энергетические характеристики следует сводить в прилагаемый к разделу Энергетический паспорт проекта здания, который имеет вкладку, где эти характеристики должны подтверждаться результатами натурных испытаний.

Буквально следом выходит Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ, где о разделе «Энергоэффективность» проекта не упоминается вовсе, а позже Постановлением Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г. раздел «Энергоэффективность» из состава проектной документации исключается. В проекте Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» раздел «Энергоэффективность» был включён в состав проектной документации, но только до рассмотрения в третьем чтении. В утверждённом Законе от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ этого требования нет, несмотря на то, что несколько месяцев до этого Президентом России повышение энергоэффективности экономики названо одним из приоритетных направлений, и вопреки Указу Президента РФ № 899 от 04.06.2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

И только Постановлением Правительства РФ № 235 от 13.04.2010 г. «О внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» дополнено указанное Положение пунктом 27 (1) раздел 10 (1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащённости зданий, строений и сооружений приборами учёта используемых энергетических ресурсов». Спустя 2,5 года после Указа Президента России появилось Постановление Правительства РФ от 25.01.2011 г. № 18 (Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»). Но основной подзаконный документ этого постановления – приказ Минрегионразвития РФ «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений», который должен был выйти в трехмесячный срок (т. е. не позднее 25 апреля 2011 г.), так и не появился до сих пор. А в результате в январе
2013 г. мы получили типографскую версию СП 50-13330-2012 (актуализированный СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»), который отбросил нашу страну более чем на полвека назад, к порогу мировой технической революции.

Анализ нового
нормативного документа

Прежде всего, в СП 50-13330-2012 совершенно проигнорированы требования Постановления Правительства РФ № 18 о повышении энергоэффективности зданий по сравнению с базовым, нормируемым в 2003-2010 гг. уровнем, на 15% с 2011 г., ещё на столько же с 2016 г. и всего на 40% с 2020 г. В СП 50-13330-2012 требований повышения энергетической эффективности нет! Вопреки приказу Минрегиона РФ от 8 апреля 2011 г. № 161 включен подкласс энергоэффективности «-С», после чего к нормальному классу будут относиться дома с удельным расходом тепловой энергии на отопление до 15% превышающим нормируемый на базовом уровне показатель.

Вопреки приказу Минэнерго РФ от 8 декабря 2011 г. № 577 «О внесении изменений в требования к энергетическому паспорту...», по которому удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию, характеризующий энергоэффективность здания, выражается в Вт·ч/(м2·°С·сут) и относится к площади квартир или полезной площади помещений общественного здания (как в ГОСТе 31427-2010 «Здания жилые и общественные. Состав показателей «энергоэффективности», и в актуализированной редакции СНиП 41-02 «Тепловые сети»), в СНиП 23-02 в редакции НИИСФ удельное годовое теплопотребление на отопление выражается в Вт/(м°С), то есть в единицах мощности, а не работы (количеству потреблённой теплоты) в Вт·ч, что неправильно, и относится к объёму здания, что противоречит
приказу
.

Отнесение же расчётного теплопотребления к отапливаемому объёму здания равнозначно отнесению к площади отапливаемых этажей, которая получается делением отапливаемого объёма на высоту типового этажа от пола до пола. Но площадь отапливаемых этажей измеряется в пределах внутренних поверхностей наружных ограждений и включает, помимо площади квартир, и площадь лестнично-лифтовых узлов (ЛЛУ), и внутренних стен, что вместе на 36-67% больше площади квартир (см. табл. 1, последняя колонка – отношение As/Ah). Соответственно, при делении на большую площадь получится на столько же ниже удельная величина теплопотребления. Поэтому актуализированная редакция СНиП позволяет, не выполняя никаких энергосберегающих решений, пересчитать расчётное теплопотребление на единицу объёма здания и получить на бумаге повышение энергоэффективности, как минимум, на 35%, а на практике, как будет показано в расчётах, в 1,5 раза увеличение фактически израсходованной энергии на отопление.

Нельзя сказать, что на эти нарушения не обращалось внимание как разработчиков, так и работников Минрегионразвития, вплоть до обращения к министру, а также в публикациях от специализированных журналов до центральной газеты строителей «Строительная газета» (критических выступлений В. ЛИВЧАКА от 7 октября 2011 г. и 16 марта 2012 г., руководителей ЦНИИЭП Жилища
А. МАГАЯ и В. БЕЛЯЕВА в той же газете от 16 декабря 2011 г.), но вся эта критика была проигнорирована. А в отчёте НИИСФ по результатам обсуждения документа независимо от вышеперечисленного заявлено, что «на проект редакции актуализированного СНиП 23-02 было получено 338 замечаний и предложений, которые были полностью или частично учтены».

Так получается, потому что авторы этого документа в желании оправдать использование размерности Вт/(м3·°С) в обозначении удельного расхода тепловой энергии на отопление квалифицируют своё решение как исправление ошибки МГСН 2.01-99 и СНиП 23-02-2003, в которых тот же удельный расход тепловой энергии на отопление относится к площади квартир или к отап-ливаемому объёму квартир («к их отапливаемому объёму», как указано в п.2 «Термины и определения» СНиП 23-02-2003), а не к отапливаемому объёму здания, как хотят трактовать авторы, воспользовавшись, к сожалению, опечаткой в Приложении Г. Но при этом они забывают
(или не хотят замечать), что табл. 3.3 МГСН 2.01-99, где приведены нормируемые значения удельного расхода тепловой энергии на отопление, отнесены однозначно к площади квартир, например, для многоквартирных домов в 6-9 этажей 110 кВт·ч/м2.

Эти же значения перенесены в табл. 9 СНиП 23-02-2003, дополнительно отнесённые к градусо-суткам отопительного периода г. Москвы с пересчётом на кДж: 110·3600/4943 = 80 кДж/(м2·°С·сут) – такая же величина приведена в табл. 9 для домов в 6-7 этажей. В квадратных скобках рядом в ячейке – 29 кДж/(м3·°С·сут), если разделить 80/29 = 2,8 м – это высота типового этажа.

Следовательно, в табл. 9 в квадратных скобках приводятся величины, отнесённые не к отапливаемому объёму здания, как действительно ошибочно трактуют авторы, а к отапливаемому объёму квартир или объёму помещений полезной площади общественного здания. И эта таблица с показателями по жилым домам, отнесённым к объёму квартир, была перенесена в СП 50-13330-2012 только с пересчётом на новую размерность, но уже с отнесением к отапливаемому объёму здания, который, как уже было сказано, как минимум, на 35% больше объёма квартир. Не представляю, что авторы этого не понимают.

Поэтому в МГСН 2.01-99 никаких ошибок в определении удельного расхода тепловой энергии на отопление нет, как их нет и в СНиП 23-02-2003, за исключением описки в Приложении Г, которая при внимательном прочтении основного текста документа и пояснений в разделе «Термины и определения» расставляет всё по своим местам. И это подтверждается 12-летней практикой применения этих документов в московском строительстве и на стадии государственной экспертизы проектной документации всего московского строительства за эти годы.

В частности, в таблице 1 приведены результаты расчёта удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию многоквартирных домов типовых серий массового строительства в г. Москве, достигнутых при их модернизации в соответствии с требованиями повышения энергетической эффективности зданий на 25% по постановлению Правительства Москвы № 900-ПП от 05.10.2010 г. в сравнении с базовым значением. Там же приведены и результаты расчёта ряда конкретных домов из монолитного железобетона по индивидуальным проектам.

Из таблицы видно, что во всех домах удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период не превышает нормируемое по постановлению значение в 72 кВт·ч/м2. О достижении указанных в таблице показателей тепловой защиты наружных ограждений подтверждается в постановлении Правительства Москвы от 03.10.2011 г. № 460-ПП.

Несмотря на эти реальные достижения, а также на публикации, где приведены таблицы нормируемых в соответствии с требованиями Постановления Правительства России удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых домов и общественных зданий в зависимости от года их строительства, в источниках (Ливчак В.И. Ещё один довод в пользу повышения теплозащиты зданий // Энергосбережение. – 2012. – № 6. Ливчак В.И. Обеспечение энергоэффективности многоквартирных домов. Повышение теплозащиты зданий и автоматизация отопления //АВОК.– 2012.– № 8)  обосновывается возможность достижения этих показателей за счёт повышения теплозащиты ограждающих конструкций и оптимизации авторегулирования подачи и использования тепловой энергии на отопление. Причём достигается это известными средствами, предусматриваемыми федеральным законом «Об энергосбережении...», и с применением материалов и оборудования, освоенных российской промышленностью.

Несмотря на эти публикации и подтверждение о готовности производства высокоэффективной тепловой изоляции, энергосберегающей оконной продукции и средств автоматического регулирования отопления, в иных источниках, продолжаются голословные высказывания, что требования постановления Правительства России «не согласуются со здравым смыслом, поскольку они не выполнимы и ещё не известно, будут ли найдены технические решения для удовлетворения этих требований». Чтобы окончательно показать всю несостоятельность этих возражений, на примере конкретного многоквартирного крупнопанельного дома типовой серии ещё раз продемонстрируем, как достигаются требуемые по постановлению (Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов») показатели только за счёт повышения теплозащиты ограждающих конструкций и оптимизации авторегулирования отопления, как наименее затратные на сегодняшний день энергосберегающие мероприятия и реализованные в Скандинавских странах, а также несостоятельность СП 50-13330-2012, как нормативного документа, способствующего повышению энергетической эффективности зданий.

Расчёты выполнены по усовершенствованной методике, развивающей приведённую в Приложении Г СНиП 23-02-2003 в части упрощения расчёта инфильтрационной составляющей теплопотерь, добавления коэффициента снижения теплопотребления на отопление при осуществлении поквартирного учёта тепловой энергии в размере 10% при покомнатном учёте и 15% при установке квартирных теплосчётчиков и перехода на размерность теп-лопотребления с кДж на кВт·ч, а удельного расхода тепловой энергии, как указано в уже цитируемом приказе Минэнерго РФ № 577 на кВт·ч/м2 общей площади квартир без летних помещений или полезной площади помещений общественных и производственных зданий с высотой этажа от пола до потолка 3,6 м и менее, и отапливаемого объёма помещений полезной площади для зданий с высотой этажа более 3,6 м. Ознакомиться с методикой можно на портале ЭнергоСовет.Ru по ссылке: www.energosovet.ru/stat798.html.

Результаты расчёта энергетической
эффективности проекта
многоквартирного
крупнопанельного дома
типовой серии, удовлетворяющего требованиям постановления № 18
и СП 50-13330-2012

В качестве примера принят типовой крупнопанельный 17-этажный 4-секционный жилой дом с 1-м нежилым этажом московской серии П3М/17Н1 на 256
квартир:

• площадь отапливаемых этажей здания AS = 23310 м2;

• общая площадь квартир без летних помещений Акв= 16262 м2;

• полезная площадь нежилых, арендуемых помещений Апол = 880 м2;

• общая площадь квартир, включая полезную площадь нежилых помещений Акв+пол = 17142 м2;

• жилая площадь (площадь жилых комнат)
Аж = 9609 м2;

сумма площадей всех наружных ограждений отапливаемой оболочки здания
Аогр.сум = 16795 м2;

• отапливаемый объем здания Vот = 68500 м3;

• компактность здания Аогр.сум/Vот = 0,25;

• отношение площади светопрозрачных ограждений к площади фасадов – 0,17.

Отношение ASкв+пол = 23310/17142 = 1,36.

Строительство выполняется для региона г. Москва с ГСОП = (20+3,1)∙214 = 4943 °C·сут.

Согласно табл. 9 СНиП 23-02-2003 нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания, отнесённый к м2 площади пола квартир без летних помещений и градусо-суткам отопительного периода – 70 кДж/(м2·°С·сут), после преобразования должен быть qh.y.req = 70∙4943/3600 = 96 кВт·ч/м2. Принята заселённость дома 20 м2 общей площади квартир на человека, тогда в соответствии с вышеприведённой методикой нормируемый воздухообмен в квартирах будет 30 м3/ч на жителя, а удельная величина бытовых теплопоступлений 17 Вт/м2 жилой площади.

Система отопления – вертикально-однотрубная с термостатами на отопительных приборах, присоединяется к внутриквартальным тепловым сетям от ЦТП через элеватор, коэффициент эффективности авторегулирования подачи теплоты в системах отопления ζ = 0,85. Система вытяжной вентиляции с естественным побуждением и «тёплым» чердаком, на двух последних этажах устанавливаются индивидуальные канальные вентиляторы; приток – через фрамуги с фиксированным открытием для обеспечения нормативного воздухообмена.

Сначала выполним расчёт энергоэффективности данного дома по СНиП 23-02-2003, требования которого по показателям теплозащиты и удельному годовому расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию принимаются за базовые значения (табл. 2, колонка 3), на расчётные значения приведённого сопротивления теплопередаче основных конструкций: наружных стен Roпр,ст =  3,13м2·°С/Вт; окон Roпр,ок = 0,54 м2·°С/Вт; перекрытия тёплого чердака Roпр, черд = 4,12 м2·°С/Вт; цокольного перекрытия над техподпольем Roпр, цок = 4,12 м2·°С/Вт.

По результатам расчёта расчётный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания составил qh.y.des = 95,4 кВт·ч/м2, что соответствует требуемому по СНиП 23-02-2003 – не более qh.y.req = 96 кВт·ч/м2, и в соответствии с приказом МРР № 161 зданию может быть присвоен нормальный класс энергетической эффектив-
ности «С».

Если принять такие же исходные данные при расчёте по актуализированному СНиП 23-02 в редакции НИИСФ (СП 50-13330-2012) и принять истинное значение объёма отапливаемого здания, отнесённое к площади отапливаемых этажей, как минимум, на 35% выше площади квартир в доме, то при одинаковом теплопотреблении со зданием, построенном по СНиП 23-02-2003, у здания по СП 50-13330-2012 удельный годовой расход тепловой энергии на отопление составит:

qh.y.des = Qотгод / (1,35·Аобщ+пол) = 1635·103/(1,35·17142) = 70,6 кВт·ч/м2.

Поскольку величина qh.y.des = 70,6 кВт·ч/м2 ниже qh.y.req= 96 кВт·ч/м2 на (70,6-96)·100/96 = -26,5%, в соответствии с п. 5.2 СП 50-13330-2012 рекомендуется снижение приведённого сопротивления теплопередаче конструкций стен до Roпр,ст = 3,13·0,63 = 1,97 м2·°С/Вт; чердачных и цокольных перекрытий – 4,12·0,8 = 3,3 м2·°С/Вт, окон – 0,54·0,95 = = 0,51 м2 °С/Вт, остальные ограждения остаются без изменения, сохраняются неизменными также теплопотери с инфильтрующимся наружным воздухом, теплопоступления от внутренних источников и с солнечной радиацией и эффективность авторегулирования системы отопления.

Тогда расчётный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания по результатам расчёта (колонка 2, табл. 2) составил 1980 МВт·ч, а удельный расход по СП 50-13330-2012 – qh. y.des.СП = 1980·103/(1,35·17142) = 85,6 кВт·ч/м2, что по-прежнему ниже требуемого qh.y.req= 96 кВт·ч/м2 , и поэтому сниженные параметры тепловой защиты зданий по СП 50-13330-2012 правомерны. В размерности, принятой в СП 50-13330-2012, эти величины, соответственно, будут:

qот.р = 85,6·103/(2,8·4943·24) = 0,257 Вт/(м3·°С) и qот.тр = 96·103/(2,8·4943·24) = 0,29Вт/(м3·°С).

В колонке 2 табл. 2 приведены истинные значения удельного расхода, отнесённого к площади квартир, – qh.y.des= 1980·103/17142 =115,5 кВт·ч/м2, и соответствующий ему класс энергетической эффективности – пониженный «D». В результате получается, что актуализированный в 2012 г. СНиП рекомендует увеличение потребления тепловой энергии на отопление на (1980-635)·100/1635 = 21% по сравнению с действующим до него СниПом 2003 г. – в чём же тогда его актуализация?

Обоснование достижения требований постановления
(Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий...) за счёт
повышения теплозащиты зданий

Рассмотрим, к каким результатам приведёт реализуемое на примере Московского региона по требованиям постановления повышение энергоэффективности зданий за счёт увеличения теплозащиты несветопрозрачных наружных ограждений на 15% по сравнению с требованиями СНиП 23-02-2003 (соответственно, Roпр ,ст = 3,13·1,15 = 3,6 м2·°С/Вт, Roпр,черд = Roпр,цок = 4,12·1,15 = 4,74 м2·°С/Вт), перехода на окна в квартирах и встроенных нежилых помещениях с приведённым сопротивлением теплопередаче Roпр,ок = 0,8 м2·°С/Вт  (окна и балконные двери ЛЛУ остаются прежними) и осуществления подключения системы отопления к тепловым сетям через автоматизированный узел управления (АУУ) вместо элеватора или через автоматизированный ИТП (ζ = 0,9). Остались прежними также теплопотери с инфильтрующимся наружным воздухом и теплопоступления от внутренних источников, а с солнечной радиацией теплопоступления снижены из-за применения в окнах стёкол с эмиссионным покрытием для повышения их сопротивления теплопередаче.

Расчётный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания по результатам расчёта (колонка 4, табл. 2) составил qh.y.des = 78,2 кВт·ч/м2, что ниже требуемого по постановлению – qh.y.req = 81,6 кВт·ч/м2 и на -18% ниже базового значения, что позволяет присвоить зданию высокий класс энергетической эффективности «В». Если же вместо этого прогрессивного решения возобладает актуализированный НИИСФом документ, то теплопотребление зданий на отопление возрастёт по сравнению с уже достигнутым на 115,5-78,2 = 37,3 кВт·ч на каждый м2 площади квартиры или на 37,3·100/78,2 = 47,7%, почти в 1,5 раза. Соответственно, и жители будут платить за отопление в домах, построенных по актуализированному СП 50.13330.2012, в 1,5 раза больше, чем это возможно по предлагаемому решению.

С 2016 г. предполагается повысить теплозащиту несветопрозрачных наружных ограждений ещё на 15% по сравнению с требованиями СНиП 23-02-2003 (соответственно, Roпр,ст =3,13·1,3 = 4,07 м ·°С/Вт, Roпр,черд = Roпр,цок = 4,12·1,3 = 5,35 м2·°С/Вт, и, как показано в (Гагарин В.Г., Козлов В.В. Тепловая защита и энергетическая эффективность в проекте актуализированной редакции СНиП «Тепловая защита зданий. «Инженерные системы». №1 – 2012. АВОК Северо-Запад), это всё ещё ниже, чем нормируется в Скандинавских странах по глади, несмотря на то, что у них суровость зимы в 1,5 раза ниже, чем у нас в центральном регионе: сопротивление теплопередаче стен по глади у них – 6,67 м2·°С/Вт, у нас – 4,07/0,67 = 6,07 м2·°С/Вт); перейти на окна в квартирах и встроенных нежилых помещениях с приведённым сопротивлением теплопередаче Roпр,ок = 1,0 м2·°С/Вт, что тоже не предел. Поэтому утверждение автора СП 50.13330.2012, что предлагаемое нами повышение сопротивления теплопередаче наружных ограждений превосходит нормы европейских стран, не состоятельно.

Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона № 261 «Об энергосбережении» «многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учёта используемой тепловой энергии», что, как оценивают специалисты, позволит, как минимум, на 10% сократить теплопотребление на отопление (ξ = 0,1 в формуле (1) Приложения).

С учётом инерционности реализации мероприятий мы отнесли реализацию этой нормы только с 2016 г.

С учётом изложенного, расчётный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания по результатам расчёта (колонка 5 табл. 2) составил 62,9 кВт·ч/м2, что ниже требуемого по упомянутому постановлению – не более 67,2 кВт·ч/м2 и на 34% ниже базового значения, что позволяет присвоить зданию высокий класс энергетической эффективности «В+».

Таким образом, требования Постановления Правительства России № 18 о повышении энергетической эффективности многоквартирных домов на 15% сейчас и ещё на 15% с 2016 г. по сравнению с действующим с 2003 г. СНиП 23-02-2003, закрываются таким же повышением теплозащиты наружных несветопрозрачных ограждений, переходом на окна с сопротивлением теплопередаче 0,8 и 1,0 м2·°С/Вт и применением оптимальных решений по автоматическому регулированию теплоотдачи системы отопления и учёту используемой энергии.

Интересно отметить, что требования Постановления № 18 о повышении энергетической эффективности многоквартирных домов всего на 40% с 2020 г. не потребуют дополнительных мероприятий по энергосбережению, поскольку к этому году предполагается, что средняя норма общей площади квартиры на человека достигнет 25 м2 (сейчас, по статистическим данным, в России 22,5 м2/человека, в европейских странах – 45, а в США и Канаде –
70 м2/человека). Вследствие этого, как показывают расчеты (колонка 6 табл. 2), за счёт уменьшения необходимого воздухообмена в квартирах из-за менее плотного заселения, а соответственно, и инфильтрационной составляющей теплопотерь, несмотря на некоторое снижение теплопоступлений от внутренних источников (удельные бытовые тепловыделения снизились с 17 до 15,6 Вт/м2), расчётный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания составил 53,8 кВт·ч/м2, что ниже требуемого по постановлению) – не более 57,6 кВт·ч/м2 и на -44% ниже базового значения, что позволяет присвоить зданию высокий класс энергетической эффективности «В++».

Выводы

1. Приведённые расчёты показывают, что требования повышения энергетической эффективности зданий по Постановлению Правительства России № 18 от 25.01.2011 г. на 15% с 2012 г., ещё на 15% с 2016 г. и всего на 40% с 2020 г. могут быть удовлетворены только за счёт повышения теплозащиты ограждающих конструкций (при этом ещё оставаясь ниже максимальных показателей, достигнутых в Скандинавских странах Европы и оптимизации авторегулирования и учёта теплопотребления на отопление, как наименее затратных на сегодняшний день энергосберегающих мероприятий.

СП 50.13330.2012 не способствует повышению энергетической эффективности зданий – годовое теплопотребление многоквартирных домов, построенных по его требованиям, в 1,5 раза выше, чем рекомендуется по правительственному постановлению к 2012 г.

2. С целью поддержания высокой степени теплозащиты зданий в нашей стране с довольно суровой зимой следует ограничить возможность снижения сопротивления теплопередаче несветопрозрачных наружных ограждений, когда расчётный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания ниже нормируемого для соответствующего периода времени, не ниже нормируемых значений в предыдущий период требований. Например, в период
до 2016 г. сопротивление теплопередаче стен, покрытий и перекрытий не должно опускаться ниже базовых требований, в период с 2016 по 2020 гг. – ниже требований до 2016 г., после 2020 г. – ниже требований предыдущего периода 2016 – 2020 гг. Для светопрозрачных ограждений допускается снижение сопротивления теплопередаче не более чем на 5% от требований текущего временного периода.

О методике расчёта удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий

В отношении выявленных (Горшков А.С., Байкова С.А., Крянев А.С. Нормативное и законодательное обеспечение Государственной программы об энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий и пример её реализации на региональном уровне. «Инженерные системы», №3 – 2012. АВОК Северо-Запад) нестыковок, недостаточной полноты изданных документов, отсутствия методик расчёта и обоснования нормируемых величин следует отметить, что в плане реализации упоминаемого ранее постановления Правительства Москвы № 900-ПП от 05.10.2010 г. ООО «ПКБ Проектэнерго» и НП «АВОК» по заданию Департамента городского строительства Правительства Москвы в 2010 г. разработало «Руководство по составу, содержанию и расчету энергетического паспорта проекта энергоэффективного жилого и общественного здания с методикой определения классов энергоэффективности».

Руководство утверждено 02.11.2010 г. для внесения в Реестр новой техники строительного комплекса, есть приказ о его использовании всеми проектными организациями, ведущими строительство в г. Москве, но документ не издан типографским способом для повсеместного применения.

В настоящее время Руководство дополнено методиками расчёта показателей суммарных удельных годовых расходов тепловой и электрической энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, освещение помещений общедомового назначения и эксплуатацию инженерного оборудования и лифтов, по которому предполагается, согласно изменениям в части установления порядка учёта удельного расхода электрической энергии по п.п. 8, 9 распоряжения Правительства России № 1794-рот 27 сентября 2012 г., оценивать класс энергоэффективности эксплуатируемого здания (в процессе разработки находится методика расчёта энергопотребления на кондиционирование (охлаждение); приводится порядок заполнения Энергетического паспорта здания (а не промплощадки, как в приказе МЭ №577) по проектной документации и по результатам энергетического обследования и новая классификация классов энергетической эффективности зданий, приближенная к европейской и устраняющая недостатки существующей, на что было обращено внимание в  (Горшков А.С., Байкова С.А., Крянев А.С. Нормативное и законодательное обеспечение Государственной программы об энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий и пример её реализации на региональном уровне. «Инженерные системы», №3 – 2012. АВОК Северо-Запад).

Поскольку на стадии проекта не представляется возможным оценить затраты энергии на кондиционирование (охлаждение), как и энергозатраты на горячее водоснабжение и освещение многоквартирных домов, вследствие большого влияния индивидуальных особенностей жителей, именно поэтому в Постановлении № 18 и в примечании к таблице классов приказа МРР №161 выделено отдельной строкой значение удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, по которому экспертиза будет оценивать класс энергоэффективности на стадии разработки проектной документации.

В стремлении достижения высокого класса энергетической эффективности для эксплуатируемых многоквартирных домов, устанавливаемого по показателю суммарного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электрической на охлаждение (кондиционирование воздуха в летнее время), освещение общедомовых помещений и на силовое оборудование лифтов, насосов, вентиляторов и регулирующих устройств общедомовых инженерных систем, следует опасаться нарушить санитарно-гигиенические условия в доме и оказаться в зоне риска синдрома «больного здания». Поэтому и для эксплуатируемых зданий следует отдельно фиксировать теплопотребление на отопление и вентиляцию и, пересчитав его на расчётные климатические условия, сравнивать с требуемыми по проектной документации с учётом фактической заселённости дома.

При заниженном фактическом теплопотреблении на отопление и вентиляцию следует принять меры по увеличению воздухообмена в квартирах до нормируемого значения. При завышенном фактическом теплопотреблении – выполнить гидравлическую наладку системы отопления и осуществить автоматическое регулирование подачи теплоты на отопление по оптимальным параметрам.

Поскольку определение удельного годового расхода тепловой энергии на отоп-ление и вентиляцию зданий приобретает такое большое значение и для возможности проверки сделанных в статье выводов, приводим в качестве приложения к статье методику расчёта этого показателя из разработанного Руководства (скачать методику можно на портале ЭнергоСовет.Ru по ссылке: www.energosovet.ru/stat798.html – Прим. ред.). Несмотря на то, что Постановление № 18 ограничивает установление классов энергоэффективности только многоквартирными домами (правда, требования энергоэффективности распространяются на все здания), в том же п.3 указывается: «для иных зданий и сооружений класс энергетической эффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника».

Поэтому Руководство составлено для всех жилых, общественных и ряда производственных зданий, в том числе и малоэтажных, экспертиза которых в настоящее время не проводится только по недоразумению.

По материалам журнала «Энергосовет» Координационного совета Президиума Генерального совета партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности

АиС №7-8 (117-118) 2013

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти