Развитие, инновации, финансирование дорожного хозяйства России

Н. В. Табаков, действительный член РАТ, лауреат Государственной премии СССР, Тюмень

1. Исходные положенияTabakov_2012

Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…» № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г. (ФЗ АД ДД) не содержит определений «дорожное хозяйство» и «дорожная отрасль». И если понятие «дорожная отрасль», как отдельная область хозяйственной деятельности, хотя и вызывает ряд вопросов, но ясно, то – «дорожное хозяйство» для дальнейшего изложения требует раскрытия его понимания. В связи с этим в дальнейшем под дорожным хозяйством понимается сеть автомобильных дорог, комплекс предприятий, организаций, учреждений и объединений (независимо от форм собственности), расположенных на территории хозяйствующего субъекта, осуществляющих управление и дорожную деятельность, а также предприятия, добывающие, перерабатывающие дорожно-строительные материалы, изготавливающие дорожно-строительную технику, элементы обустройства дорог и т. д.

Существенно также и другое. Согласно ФЗ АД ДД под дорожной деятельностью понимается «деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог». Не останавливаясь на рассмотрении свойств развивающихся социально-экономических систем, отметим только, что дорожная деятельность должна обеспечивать условия их развития не только созданием новых и сохранением существующих связей (строительством, ремонтами и содержанием дорог), но одновременно и за счёт снижения удельных энергозатрат, повышения скоростей транспортных потоков, снижения воздействия на окружающую природную среду и повышения безопасности дорожного движения. А без науки, образования и государственного управления эффективно вести дорожную деятельность невозможно. Известно, что деятельность является формой активного отношения человека к окружающему миру, содержит целесообразное его изменение и преобразование. Деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Иными словами, неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. Исходя из изложенного, под дорожной деятельностью далее понимается: обеспечение вполне определённых экономических и социальных потребностей общества в развитии и совершенствовании автомобильных дорог.

 

2. Развитие

В настоящее время различные документы, определяющие развитие транспортной инфраструктуры и сети автомобильных дорог, в содержательной части в лучшем случае характеризуют рост, а не развитие. Так как это имеет принципиальное значение для дальнейшего изложения материала, кратко остановимся на этом.

Под развитием принято понимать процесс, направленный на изменение чего-либо во времени[I]. В данном случае направленность процесса развития определяется «от простого к сложному и от низшего к высшему», характеризующих переход системы с одного состояния в другое – более совершенное. А рост определяет процесс увеличения во времени какого-либо уже существующего качества. Как процесс, развитие проходит определённые стадии или этапы, связанные с подготовкой предпосылок его образования переходом формированием и преобразованием существовавших ранее условий, определяющих процесс развития и, собственно, – само развитие, характеризующееся как внутреннее, имманентно присущее системе свойство. Учитывая, что транспорт и сеть автомобильных дорог в социально-экономических системах (СЭС) относятся к системообразующим инфраструктурам, то их развитие должно рассматриваться неразрывно с развитием СЭС, с соизменениями развития в ней секторов экономики и социальной сферы, создающих определённый структурированно-иерархический комплекс соразмерностей.

Известно, что взаимодействие секторов экономики и объектов социальной сферы в процессах самоорганизации должно носить целенаправленный и взаимосогласованный характер, приводящий, как правило, к значительному превышению их раздельного суммарного потенциала, характеризующегося эмерджентностью и сверхаддитивностью нелинейного сложения. За счёт совершенствования существующих и создания новых транспортных связей между элементами СЭС возникают связи, ведущие к созданию кооперативных процессов, к «коллективному поведению» элементов системы. В результате их разрозненные, случайные колебания (флуктуации) превращаются в согласованное или когерентное, коллективное движение, обеспечивающее возникновение кооперативных процессов в самоорганизующихся системах. Развитие транспортной инфраструктуры должно обеспечивать пространственно-временное соответствие взаимодействий между объектами экономики и социальной сферы. Концентрируя по определённым направлениям транспортные потоки, определяя экономические и социальные связи, изменяя их плотности и скорости, транспорт неизбежно должен приводить к достижению нелинейных эффектов. Этим объясняется системообразующая роль транспорта, направленная на достижение эффекта синергии в СЭС.

Автомобильные дороги различного назначения и форм собственности связывают объекты реальных секторов экономики и социальной сферы в единую систему. Эти объекты, находясь в отношениях и связях между собой, образуют определённую целостность, именуемую СЭС. Целостность и упорядоченность её структуры, предполагающая здесь несводимость свойств целого к сумме его составляющих, обеспечивается системообразующими инфраструктурами, к которым относятся автомобильные дороги. Таким образом, чем больше связанность автомобильными дорогами объектов реальных секторов экономики и социальной сферы, выше по ним скорости транспортных потоков (или оборачиваемость капитала) и ниже издержки на транспорте, тем больший эффект достигается в СЭС. Подчеркнём, что основной эффект от развития и совершенствования сети автомобильных дорог реализуется не на «колесе», а в секторах экономики и социальной сфере. Это далеко не новое понимание – оно было изложено еще в 1887 году [I]. Тогда было показано, что «… для обеспечения существования железных дорог необходимо поддержать равновесие между расходами и доходами предприятия, в интересах же государства передвижение грузов должно обходиться, возможно, дешевле, окупать расходы, но не может служить средством для обогащения частных лиц; тарифы должны постоянно приспосабливаться к изменяющимся в обществе условиям. Тарифная система должна быть построена таким образом, чтобы служить не средством достижения возможно большего барыша, а, главным образом, средством социального развития страны».

Рыночная система не может сформировать эффективную транспортную инфраструктуру. Это объясняется тем, что экономический эффект она будет стремиться достигнуть преимущественно на транспорте, исключая или игнорируя достижение внетранспортного системного эффекта или эффекта синергии. Тем самым развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры попадает под общесистемное или государственное управление. При этом транспорт должен обеспечить территориальную и государственную целостность, формировать единое экономическое пространство, гарантировать право граждан на передвижение (Конституция РФ, статьи 4, 5, 8, 27).

Формирование эффективной транспортной инфраструктуры возможно только при учёте:

– принципов дополнительности, компромиссов и конкуренции;

– реализации долговременных капиталоёмких инвестиционных проектов;

– достижения эффекта, в первую очередь, не на транспорте, а в самоорганизующихся системах.

Не останавливаясь на рассмотрении СЭС, отметим только, что её развитию будет отвечать процесс, постоянно направленный на:

– повышение связанности между собой объектов экономики и социальной сферы, способствующей усложнению структуры СЭС;

– снижение удельных энергозатрат, ведущее к уменьшению как диссипации энергии, так и стоимости транспортных перевозок, повышающих конкурентоспособность производимых товаров и оказываемых услуг;

– повышение скоростей транспортных потоков, обеспечивающее уменьшение времени «изъятия» материальных ценностей (в т. ч. и сосредоточенных в человеке) из внутрисистемного оборота за время их транспортирования, ведущее к ускорению оборачиваемости капитала, возрастанию мобилизационных возможностей территории и т. д. При этом, чем больше материальных ценностей находится в транспортном потоке, тем должно быть меньше время их «изъятия», достигаемого за счёт увеличения скоростей потоков;

– повышение безопасности дорожного движения и создание более комфортных условий жизни населения;

– снижение противоречий с окружающей средой, достигаемое за счёт гармонизации как соразмерности развития транспорта с окружающей природной средой, исключающего «выход» экосистем за граничные, предельные состояния, ведущие к их разрушению.

Существующая транспортная система не соответствует политическим, экономическим и социальным потребностям общества. Это отражено в многочисленных документах, часть которых была приведена ранее [2]. Не останавливаясь на их рассмотрении, отметим только, как очень важное, что Россия, относительно экономически развитых стран, имеет не только низкие скорости транспортных потоков, но и тенденцию к дальнейшему их снижению. Это очень важный, в определённой мере интегральный показатель характеризует замедление процессов в экономике и социальной сфере. При существующей связанности транспортной инфраструктурой объектов экономики и социальной сферы, скоростях транспортных потоков, высокой стоимости топлива, больших энергозатратах на транспорте и открытой рыночной экономике неизбежна дальнейшая рецессия СЭС страны. Отмеченное делает территорию инвестиционно непривлекательной. И если конкурентоспособность отдельных видов продукции и услуг бизнес может ещё решать сам за счёт внедрения новых технологий, то развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры относится к функциям государства.

Значимо и другое. Сегодня отсутствуют требования к транспортной инфраструктуре (например, по связанности секторов экономики и социальной сферы транспортом, скоростям транспортных потоков, удельным энергозатратам на транспорте и т. д.), которые бы соответствовали устойчивому развитию экономики и социальной сферы страны. России необходима иная системообразующая транспортная инфраструктура, обеспечивающая сохранность и устойчивость развития её СЭС, находящейся на большой территории в суровых климатических условиях. Обеспечивая усложнение системы в результате связывания объектов секторов экономики и социальной сферы, «сжимая» обширные пространства за счёт повышения скоростей и снижения удельных энергозатрат на транспорте, увеличивая мобилизационные возможности, развитие и совершенствование сети автомобильных дорог повышает внутреннюю устойчивость или гемостаз СЭС.

 

3. Инновации

Развитие, как уже отмечалось, должно обеспечивать ускорение процессов самоорганизации в СЭС, ведущих к росту валового внутреннего (регионального) продукта, конкурентоспособности производимой продукции и повышению инвестиционной привлекательности территорий. Процесс характеризуется наращиванием свободной полезной мощности, используемой системой для своего устойчивого развития. А это возможно обеспечить только за счёт инноваций. Без инноваций СЭС и дорожное хозяйство развиваться не могут. Возможен некоторый временный рост, но не развитие, т. к. любая СЭС не будет иметь ресурсов, достаточных для обеспечения постоянного роста.

В то же время опыт строительства автомобильных дорог показывает, что иметь новации или прогрессивные технические решения ещё недостаточно. Необходима система мер, обеспечивающая эффективное их внедрение. Основными составляющими такой системы являются информационное, нормативное, экономическое, профессиональное (кадровое) и организационное обеспечение их реализации. Отсутствие какой-либо из составляющих исключает формирование инновационной среды, снижает её инновационный потенциал, а следовательно, и инновационную активность, что ведёт к исключению инновационной деятельности, как процесса, в развитии дорожного хозяйства. В отличие от других видов деятельности, результат которых в основе известен заранее, научная деятельность даёт приращение нового знания. Другими словами, её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая различные виды деятельности. Требуется неотложная разработка системы документов, определяющих инновационную деятельность как неотъемлемое, имманентно присущее свойство дорожной деятельности.

Под финансированием в данном случае понимается силовая компонента обобщённых средств управления, определяемая экономическими отношениями, связанными с образованием, распределением и использованием денежных средств в целях выполнения функций и задач государства по развитию и совершенствованию сети автомобильных дорог. Исполнение государством этих функций в настоящее время обеспечивается посредством соответствующей формы образования и расходования бюджетных средств. Бюджетный кодекс РФ под бюджетом понимает форму «…образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Более правильно следовало бы под бюджетом понимать образование финансового механизма, направленного на достижение определённого уровня качества жизни населения, ведь согласно ст. 7 Конституции РФ «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Такое понимание бюджета определяет переход от управления затратами (примером чему являются различные целевые программы) к управлению развитием СЭС, в т. ч. развитием и совершенствованием сети автомобильных дорог как системообразующей инфраструктуры, отвечающей требованиям экономики и социальной сферы страны. Это одновременно, ведёт и к повышению качества управления, т. к. управлять нужно уже не расходами, а развитием СЭС, требующим системного распределения бюджета, связанного, как уже отмечалось, с соизмерениями развития системообразующих инфраструктур, секторов экономики, социальной сферы и образующих определённый, структурированно-иерархический комплекс соразмерностей его распределения. А относить дорожное хозяйство к «… вторым после пенсионеров крупнейшим реципиентам бюджетной системы», постепенно ликвидировать его финансирование из бюджета, внедрять уже сегодня в сознание и практику схему «Сколько едешь, столько платишь» (Pay-as Yon-Go Tax, «Стратегия – 2020: Новая модель роста – новая социальная политика») не только антисистемно в своей основе, но ведёт к деградации дорожного хозяйства и СЭС.

 

5. Заключение

А. Уже сегодня мы имеем, что:

– «Важнейшей проблемой является техническое и технологическое отставание транспортной системы России по сравнению с развитыми странами… Одной из наиболее значимых является проблема несбалансированности развития единой транспортной системы» [3];

– «Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики и населения страны, является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития Российской Федерации» [4].

Б. Основу идущего системного кризиса формируют редукционистские методы представления социально-экономических систем. Примером этому являются разрозненные между собой документы, определяющие развитие социально-экономических систем, развитие транспорта, финансового обеспечения и развития инновационной деятельности (например, «Стратегия развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011-2015 гг.»). В результате дорожное хозяйство не имеет развития, должного финансирования и инноваций.

В. Для выхода из кризиса, устойчивого и ускоренного развития необходима смена парадигмы, когда любая социально-экономическая система, включающая в себя транспорт как системообразующую инфраструктуру, рассматривается как единая, целостная, построенная по иерархическому, многоуровневому принципу.

Литература

1. Словарь философских терминов. ИНФРА-М, М, 2004 г.

2. Табаков Н.В. Какое будущее у дорожной отрасли. Журнал «Архитектура и строительство», ООО «Издательский дом Сорокиной», Омск, № 11-12, 2011 г.

3. «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года», утверждённая распоряжением Правительства РФ №1734-р от 22.11.2008 г.

4. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», утверждённая Постановлением Правительства РФ №377 от 20.05.2008 г.

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти