Дорогой обновления

Омский филиал ФКУ «Сибуправтодор» внедряет в дорожное строительство инновационные технологии

И. И. ДРОБОТЕНКО, директор Омского филиала ФКУ «Сибуправтодор»Drobotenko

Учитывая геополитическое расположение Омской области в общей схеме евразийских транспортных коридоров, в сферу ответственности Омского филиала ФКУ «Сибуправтодор» входят федеральные трассы, имеющие стратегическое значение для международной торговли, экономики и обороноспособности страны. Достаточно сказать, что трасса 1Р 402 «Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск» является единственной транспортной артерией, соединяющей между собой территории Дальнего Востока, Сибири и европейскую часть России, без пересечения границы с Казахстаном!

Как известно, основная часть федеральных дорог строилась в 60­80 годах прошлого века, когда дорожная одежда рассчитывалась под нагрузку 6 тонн на расчётную ось. Однако на сегодняшний день существенно увеличилась как нагрузка на ось, так и в целом объёмы перевозимых грузов. Значительно выросла интенсивность движения. В общем потоке транспорта значительную часть составляют тяжеловесные автопоезда. Очевидно, что всё это ведёт к повышенному износу и преждевременному разрушению дорожного полотна.

При этом ФКУ «Сибуправтодор» и Омский филиал не исключение, вынуждены «держать планку» в условиях устаревшей нормативно­проектной базы 70­-х годов прошлого века и соответствующего недофинансирования.

Интенсивная работа на федеральных трассах, проходящих через Омскую область, началась в 2003 году, когда обратили внимание на состояние сети дорог. Объективно, в самом неблагоприятном состоянии оказался участок наиболее ответственной и нагруженной автодороги – 1Р 402 «Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск». В итоге за 9 лет здесь было капитально отремонтировано 84 км, проведён ремонт на 275,8 км. Хотя, кардинально решать проблему интенсивного разрушения покрытия и безопасности движения на этой дороге необходимо с помощью реконструкции по европейским стандартам, с учётом реальной нагрузки на ось.

За девятилетний период большая работа проделана и на других направлениях. Так, на автомобильной дороге М­-51 «Байкал» M-51_Baykal(включая Южный обход г. Омска) отремонтировано почти 289 км, на дороге М­38 «Омск – Черлак» до границы с Респ. Казахстан – 167 км. Выполнен капитальный ремонт части водопропускных труб, отремонтировано 6 мостов и путепроводов.

Хочется отметить добросовестный труд омских подрядных организаций и, в частности, государственных ДРСУ, сотрудничающих с Омским филиалом не первый год. Предприятия смогли сохранить профессиональные коллективы, развиваться, закупать дополнительную технику для содержания и ремонта дорог. Их работа – кропотливый, ежедневный, подчас неблагодарный труд. Работать приходится и в жару, и в мороз, а забот очень много: зимой деятельность не прекращается даже ночью, а на устранение выявленных дефектов, бывает, даётся лишь один час.

Сегодня работа продолжается. По итогам проведённых в 2009 году торгов, были определены семь местных подрядных организаций, обслуживающих сеть федеральных дорог Омской области в 2010­2012 годах: ГП «ДРСУ № 2», ГП «ДРСУ № 3», ГП «ДРСУ № 4», ГП «ДРСУ № 6», ГП «Тюкалинское ДРСУ», ГП «Черлакское ДРСУ» и ОАО «МРСУ».

В этом году основной акцент по­прежнему сделан на дорогу 1Р 402 «Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск». Сделан ремонт более 40 км трассы и 6 км – капитального ремонта (кроме того, ещё по двум участкам приступили к работам: участок дороги 1Р 402 «Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск» (км 470+000 – км 478+000) – ГП «ДРСУ 6», участок дороги 1Р 402 «Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск (км 568+000 – км 576+000) – ООО «Стройсервис»), на а/д М­51 «Байкал» – отремонтировано более 82 км, на а/д М­38 «Омск – Черлак» до границы с Респ. Казахстан – почти 55 км.

Участок капитального ремонта км 544+600 – км 554+000 автомобильной дороги 1Р 402 «Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск» находится в ведении генерального подрядчика ООО «Спецстроймонолит­1» (Москва) и субподрядчика ООО «Стройтраст». Данные подрядчики впервые выполняют работы на федеральных дорогах Омской области.

Начаты работы по ремонту внеклассного моста через р. Иртыш на км 814+820 автомобильной дороги М­51 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан­Удэ – до Читы. Контракт на выполнение работ по ремонту заключен 20 августа 2012 года с ООО «НПО «Мостовик». В текущем году выполняются работы по замене деформационных швов (будут установлены швы немецкой фирмы Maurer Sohne), дорожной одежды (верхний слой из ЩМА) и барьерного ограждения (компания «Трансбарьер»). В 2013 году ремонту подвергнутся опоры и опорные части, будет сделана антикоррозийная обработка пролётных строений.

Инновации

Строительная и дорожно­строительная отрасль считаются довольно инертными с точки зрения внедрения новых технологий – слишком велика может оказаться цена ошибки, в особенности в сибирских климатических условиях. Тем не менее инновации – это единственный путь, позволяющий в конечном итоге добиться цели: сделать наши дороги крепкими и надёжными, даже при условии существующей нормативной базы. В Омской области новые материалы и технологии внедряются поэтапно, опробацией на отдельных участках с последующим инструментальным мониторингом в течение нескольких лет.

Так, в прошлом году при проведении капитального ремонта на автомобильной дороге 1Р 402 «Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск» (км 451+000 – 456+000) генеральным подрядчиком ГП «ДРСУ-­6» был сделан экспериментальный километр с применением битума с полимерными добавками для повышения прочности, трещиностойкости, теплостойкости, сдвигоустойчивости, водо– и морозостойкости дорожного покрытия. Спустя год можно с уверенностью сказать, что применение ПБВ в нашем регионе будет продолжено. В этом году материал применяется на устройстве верхнего слоя покрытия при капитальном ремонте а/д 1Р 402 «Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск» (км 568+000 – 576+000) – генеральный подрядчик ООО «Стройсервис».

При капитальном ремонте участка дороги 1Р 402 «Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск» (км 445+000 – км 451+000) применяется технология холодного ресайклинга. Технология холодного ресайклирования, как показывает практика, позволяет в разы увеличить несущую способность старой дорожной одежды и существенно снизить образование колейности на проезжей части.

На участке дороги 1Р 402 «Тюмень-­Омск» (км 470+000 – км 478+000) ГП «ДРСУ­6» внедрена ещё одна технология – устройство верхнего слоя покрытия из асфальтобетона с применением композиционного материала «Унирем». Ожидаемый эффект от применения:

– повышенная водостойкость, сдвигоустойчивость покрытия;

– повышенная устойчивость к трещинообразованию и колееобразованию;

– высокая стойкость к циклическим деформациям при положительных и отрицательных температурах.

Безопасность

Большое внимание Омский филиал уделяет вопросам безопасности дорожного движения. Нашими сотрудниками совместно с представителями ГИБДД регулярно проводится обследование всей сети федеральных дорог. Особое внимание уделяется участкам концентрации ДТП. По итогам осмотра, комиссионно, намечаются мероприятия, нацеленные на снижение аварийности, которые выполняются в кратчайшие сроки.

В частности, в последние годы сдвинулась с мёртвой точки проблема с устройством искусственного электроосвещения на автомобильных дорогах, в первую очередь в границах населённых пунктов. До конца 2012 года запланировано выполнение работ по устройству дополнительных линий освещения – 2,19 км.

Завершаются работы по повторному нанесению горизонтальной дорожной разметки.

Из основных тенденций этого года стоит отдельно отметить планомерное увеличение объёма финансирования, выделяемого на федеральные дороги. Причем это касается как содержания, так и ремонтных работ. Объём финансирования работ на содержание в текущем году увеличился на 17% по ремонтам – более чем на 200%.

Политика качества

Основным видом ремонта покрытия остаётся устройство шероховатой поверхностной обработки (ШПО). Для устройства ШПО в этом году, как и прежде, использовался высокопрочный щебень узких фракций 10-15 мм и 15-­20 мм на органическом вяжущем БНД 90/130 с применением поверхностно­активных добавок.

Необходимо отметить, что в текущем году, в соответствии с требованиями контрактов, все работы по устройству шероховатой поверхностной обработки выполнены с использованием техники с синхронным распределением битума и щебня. Подрядными организациями была приобретена соответствующая техника, поэтому в 2012 году вопросов и замечаний с приживаемостью щебня и однородностью коврика не возникало.

В этом году продолжены работы по устройству покрытий на основе битумоминеральных открытых смесей (БМО), зарекомендовавших себя как устойчивые к колееобразованию.

Дороги действительно с каждым годом становятся лучше, но увеличиваются и требования заказчика. Многие вопросы, такие как уплотнение асфальтобетона, сегодня в Омской области не стоят, потому что у подрядных предприятий, выполняющих объёмы на капитальных ремонтах, имеется хорошая уплотнительная техника, отработаны режимы уплотнения.

Кроме того, Омский филиал продолжает осуществлять контроль за верхними слоями покрытия с применением экспресс-­прибора неразрушающего контроля.

Не стоит вопрос и по коэффициенту сцепления, потому что в верхних слоя покрытия применяются смеси типа А или ЩМА. В этом году в нашем управлении запущен в работу асфальтоанализатор – прибор, способный в короткий срок проверить асфальтобетонную смесь на соответствие утверждённому составу. Установка позволяет в течение одного часа определить содержание битума и минеральной части в асфальтобетонной смеси.

Диагностика сданных в эксплуатацию участков показала, что параметр «ровность», как правило, по допускам находится на границе допустимых значений 9­-10%. На этот факт подрядчикам стоит уделить особое внимание. Заказчик сегодня имеет возможность проверять ровность в неограниченном объёме, так как в управлении появился прибор УДК «Ровность», который позволяет снимать отчёты и определять уклоны через каждые 5 см.

Омский филиал федерального казённого учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» является представителем Федерального дорожного агентства (Росавтодор).

В оперативном управлении филиала находятся несколько участков федеральных автомобильных дорог на территории Омской области общей протяжённостью более 700 км, вкл. 547 искусственных сооружений:

­ М­51 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан­Удэ – до Читы, протяжённостью более 317 км;

– М­38 «Омск – Черлак» до границы с Респ. Казахстан, км 14+000 – км 192+000, протяжённостью 178 км;

– 1Р 402 «Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск», км 375+897 – км 610+000, протяжённостью 234 км.

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти