Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Мнение | «Нельзя экономить на детях»: об облике современных школ и детских садов в России

Мнение

«Нельзя экономить на детях»: об облике современных школ и детских садов в России

ais2152vn_12

«Нельзя экономить на детях»: об облике современных школ и детских садов в России

Много лет в России почти не строились новые школы и детские сады. Сегодня дело сдвинулось с мертвой точки, но встал вопрос о том, какими должны быть современные образовательные учреждения. Своим мнением на этот счет поделились профессионалы омского проектно­строительного комплекса.

Роман ВОРОБЬЕВ, главный архитектор ООО «Горпроект»:

– Говорить о появлении в России принципиально новой школьной архитектуры весьма преждевременно. Дело в том, что архитектурная деятельность, пожалуй, больше всех из творческих профессий находится в прямой зависимости от многих факторов и в первую очередь от действующей нормативной базы. Речь, безусловно, идет о реальном проектировании, о процессе, который прежде чем перейти в плоскость реализации, проходит все этапы согласований, экспертизы и проверок экономическими службами. Учитывая, что финансирование таких объектов осуществляется из бюджетных средств, подвергающихся тщательной ревизии государственных органов, рассчитывать на то, что проектирование их перейдет на качественно другой уровень, к сожалению, не приходится. Конечно, в данном случае я говорю о региональной архитектуре. В столичных регионах, где в основном сосредоточены финансовые средства государства, ситуация несколько иная. Все, что в данной ситуации может сделать архитектор, это поискать фасадные решения, применить современные отделочные материалы и фасадные конструкции. Организовать же пространство, применить новаторские идеи в проектировании подобных объектов, концептуально изменить среду не позволяют существующие нормы и правила. Есть ряд разработок и предложений по редактированию нормативной базы, где много полезного, позволяющего развязать архитекторам руки при создании школьных пространств, но это, на мой взгляд, лишь разумные предложения на бумаге. Они должны пройти слишком долгий путь, прежде чем перейдут в категорию документа, возможного или обязательного для исполнения.

Считаю, что типовое проектирование школ и детских садов принесет не столько экономию, сколько вред обществу. Одно дело – типовое проектирование жилья: это рынок. Человек может купить квартиру, а может от нее отказаться. У детей и их родителей такого выбора, к сожалению, нет. Какая школа находится на прилегающей территории, туда и приводят родители свое чадо. Инкубационный, типовой подход к проектированию школ ограничивает сам образовательный процесс. Иметь единое образовательное пространство по всей стране – путь в никуда. Создание комфортной учебной среды, учитывающей все гуманитарные и технические особенности развития современного общества, – вот правильное решение. Нельзя экономить на детях.

Алексей САБЕЛЬФЕЛЬД, директор ООО «ВАРМ»:

– Сегодня в России так мало строят новых школ и детских садов, что говорить о формировании какого­то единого облика таких учреждений пока сложно. Это точечные объекты, у каждого из которых своя концепция. На мой взгляд, к типизации тут стремиться и не нужно. Детский сад по определению должен быть красочным, радостным, веселым, и где, как не здесь, дать волю фантазии архитектора?..  Но главное, чтобы новый садик или школа гармонично вписывались в существующую застройку. Если в микрорайоне, построенном из красного кирпича, вдруг появится сооружение, обшитое сайдингом, это нарушит весь архитектурный ансамбль. Новые образовательные учреждения должны соответствовать той концепции, которую разработал девелопер для развития той или иной территории. Удачные примеры такого подхода я видел в Тюмени, Сургуте, Ханты­Мансийске и других городах.

Сейчас везде говорят о внедрении проектов многоразового использования. Понятно, что это дань экономическим реалиям, но она не должна стать самоцелью.  В 1950­е годы тоже было тяжело, но при этом строили хорошие, добротные дома с удобными планировками – масштабно, красиво. А потом начался регресс  – стали лепить «панельки», возводить «хрущевки» с крошечными кухнями. Не хочется вновь идти по этому пути, нужно все­таки думать о развитии. Мы ездим в другие страны любоваться восхитительной архитектурой Праги, Парижа, Варшавы, оставляем немалые деньги в этих городах за возможность наслаждаться их красотой. Надо стремиться создавать и у себя красивую среду. И любые новые здания, даже бюджетные учреждения надо строить качественно. Ведь в этих школах и детских садах учатся и растут наши дети.

Александр САСИН, заместитель генерального директор ГК «Стройбетон»:

– К сожалению, новые школы и детские сады строятся по старым технологиям. Современные конструктивные решения и материалы позволяют возводить более интересные объекты, и намного дешевле. На мой взгляд, будущее в этом сегменте строительства за монолитными конструкциями – они более пластичные и гибкие, нежели сборные. В то же время крупнопанельное домостроение постоянно совершенствуется и сегодня почти не ограничивает «полет фантазии архитектора». При этом оно остается довольно экономичным вариантом, что в нынешних реалиях нельзя не учитывать.

AiS2(152)2019

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

sectormedia.ru

Перейти